Сонозеро. Черника с острова Буяна и рыбалка на изюм!

Карелия Севера. Путь к Белому морю. Часть 2.

Дата рыбалки: 12.08.15Пойманная рыба:  Окунь, Плотва, ЩукаСпособы ловли:  Блеснение, В проводку, Поплавок,

Макароны

Микроджиг

Хлеб

Быстрее добраться до Сонозера

Продолжаю свой рассказ о путешествии по Северной Карелии. Я уже написал в прошлой части о том, какой была наша с другом дорога до Юлозера и что оно из себя представляет. Нам нужно было нагонять время, и мы решили побыстрее пройти достаточно большой участок пути до Сонозера.

Было 11 августа. Встали около восьми часов утра. Развели костёр, час промывали и кипятили посуду: мыши хорошо постарались. Так что лучше всегда вешайте посуду на дерево, чтобы не оказаться в нашей ситуации.

Позавтракали. Я попробовал покидать блесну, но как-то совершенно безрезультатно. Собрав все свои вещи и уложив их в байдарку, мы с другом оставили поблизости два своих спиннинга и, руководствуясь навигатором, пошли на лодке в сторону протоки, ведущей в Сонозеро. Протока, которую мы вскоре нашли, сперва проходила между болотистыми бережками с многочисленными кувшинками.

Конечно же, мы не удержались и попробовали половить. Сделав несколько забросов и поймав всего пару матросиков, мы оставили это дело и ускорили наш сплав. Так как воды в этом году достаточно много, то продолжение небольшой протоки было достаточно неожиданным... Из рассказов туристов мы прочитали, что здесь речка практически пересыхает. Перед нашими же глазами предстал настоящий горный перекатистый поток – первое водное препятствие. На некоторых участках другу приходилось вылезать, чтобы протащить байдарку через мель, но, несмотря на промокшие ноги, настроение у него было прекрасное! Так мы добрались до Сонозера.

Сонозеро. Черника с острова Буяна.

Сонозеро лично для меня стало настоящим олицетворением Карелии. Скалистые высокие берега, уйма островов, от огромных и до таких, на которых растёт всего две маленькие сосенки. Гигантские валуны, выступающие над гладью Сонозера, на которые можно спокойно встать. Непревзойдённой красоты голыши, которые переливаются на солнце и валяются на берегу. Когда мы добрались до середины Сонозера, то увидели прекрасный высокий скалистый остров, как его назвали туристы, проходившие здесь – «остров Буян». Мы высадились на нём и посмотрели на Сонозеро с высокого берега, заодно набрали черники. Так как время поджимало, нам пришлось двигаться дальше. Стыдно признаться, но мы не сделали ни единого заброса на этом прекрасном водоёме.

К востоку Сонозеро всё больше сужается и переходит в Сонреку, впадающую в Алозеро. Встретившиеся нам на краю Сонозера туристы (видимо, семья: муж, жена и ребёнок) подсказали, что участок проходим, но имеются три порожка. Пройдя около половины речки и изрядно попрыгав по камням, мы заметили впереди разваливающийся мост. Его пришлось обносить. Дорога, проходившая по нему, была явно накатанная, но откуда и куда, неизвестно!

Сонрека. «Да нормально! Сейчас разгонимся и пройдём!»

Когда мы дошли до Алозера, было уже около 18 часов. Небо вдруг заволокло тучами, может быть, поэтому оно нам показалось настолько обыкновенным, что мы даже не сделали ни одной фотографии. Дальше была Сонрека! Точнее, самый длинный её участок – три километра. Именно он представлял наибольшую сложность, которую мы, будучи первый раз на порожистом сплаве, не учли!

Ещё когда мы ехали сюда, мне было интересно, почему Сонрека? Теперь я понял. Она словно усыпляет своим размеренным течением, лениво изгибается то влево, то вправо, а потом вдруг резко появляется какая-нибудь шивера, по которой река с огромным рёвом бурлит и клокочет, пока не достигнет ровной местности. И потом опять она тихая и спокойная.

Выйдя из Алозера, мы добрались до очередной плотины. Середина была разрушена, поэтому тут образовался своеобразный двухъярусный слив. Перед ним мы заметили выпрыгивающую из воды речную форель. Решив, что на рыбалку времени мало, мы слетели с плотины и услышали, как бурлит вода за ближайшим поворотом. Именно тут друг произнёс фразу, которая стала фразой похода: «Да нормально! Сейчас разгонимся и пройдём!»

Не посмотрев, что там впереди, мы разогнались и увидели перед собой кипящую шиверу длиной около 250 метров и общей высотой метров 6-8. Посередине потока из воды торчали огромные валуны.

Когда я это увидел и у меня, мягко говоря, немного расширились глаза, даже странно, но первое, о чём я подумал, было: «Блин, опять ноги промочил!»

Нас стало сносить в сторону берега. Слава богу, я успел схватиться рукой за какую-то ветку. Байдарку резко развернуло в борт и зажало между какими-то валунами. Мы вылезли из нашего судна. Поток в этом месте был настолько сильный, что даже вырывал надувное дно. Понятное дело, всё, что было в лодке, уплыло! Уплыли две наши гермы с вещами и спальниками, мой рюкзак со всеми удочками и снастями плюс бутылка с курагой, компот и панама друга. Всё, что не уплыло, насквозь промокло.

Около часа потратили мы на вылавливание вещей. Потом ещё полчаса друг, перебравшийся на другую сторону за своей пенкой, переходил вброд реку. Когда сели у костра, было уже темно. На следующий день мы решили, что лучше пойдём пешком.

Морозово. Клюет на изюм и вообще на всё!

12 августа мы вышли в 13 часов. Перетащили все свои вещи к озеру Морозово за две ходки. Дорога – сплошной бурелом, камни и заросли. Когда пришли к привалу, было уже 22 часа. Развели костёр, поужинали, легли спать. Завтра должна была быть рыбалка!

Встали в восемь утра. Развесили все вещи. Позавтракали. Друг надул байдарку и отправился покидать спиннинг. Я, так и не найдя места, чтобы накопать червей, ничего лучше не придумал, как попробовать ловить на изюм. Ловил при впадении Сонреки в Морозово. В омуте. Поймал несколько окуней и плотвиц. Пробовал ещё на макароны, мюсли, чернику и слепня, на всё клевало!

Подтянулся не встретивший на этот раз удачу друг. Вытащил ещё пару матросиков. Форель у порога не попалась. Хоть рыбка и невелика поймалась, однако, запечённая в фольге на углях, она была изумительна! К рыбе друг напёк блинов, а я успел сварить варенье из черники, которое мы благополучно поместили в бутылки из-под съеденных сухофруктов. Ближе к вечеру перебрались на другой конец озера, к участку продолжающейся Сонреки.

И снова в путь, к Белому морю

Хочу заметить, что Морозово имеет, как и многие карельские озёра, уйму островов. Южная его часть более заболоченная, поэтому рыбу лучше ловить с лодки. Север – каменистые кручи с одной огромной отвесной скалой, поднявшись на которую, можно увидеть Белое море. Дальше Морозово переходит в узкое ущелье с бурным потоком, в котором, по описанию других туристов, присутствует форель и кумжа. Вдоль ущелья есть только одна тропа, идущая по левой стороне. После окончания порога тропа заканчивается стоянкой, которая расположена в своеобразном скалистом кратере с дующим непонятно откуда ветром.

Именно на этой стоянке мы решили устроить очередной ночлег, будучи уверенными в том, что завтра мы дойдём наконец-то до Белого моря! А о том, что было там, чуть позже...

Другие части рассказа:
Карелия Севера. Путь к Белому морю. Часть 1.
Карелия Севера. Путь к Белому морю. Часть 3.