Онежский берег зовет рвануть за лососем и форелью!

Онега. Кварцитный. База «Онежский берег».

Дата рыбалки: 27.05.16Пойманная рыба:  ЛососьСпособы ловли:  ТроллингПриманки:

Май в этом году выдался теплым и солнечным. Природа ожила на две недели раньше обычного, и к концу мая одновременно расцвели сирень, рябина и каштаны. Межсезонье для рыбака-любителя тяжелая пора. Море рядом, а выйти нельзя: запрет.

В этом случае спасает Онега. В Карелии выйти уже можно. Обычно озеро вскрывается к концу мая, но в этом году – в конце апреля. На Онегу мы ездим на лосося, ловим и хариуса, но лосось – прежде всего. Лосось подходит к берегу только по холодной воде. Вода нагреется до 10 градусов, и ищи-свищи его.

До Онеги от нас 500 километров. Дальние непродолжительные поездки сопряжены с определенным риском: можно промчаться весь путь и просидеть на берегу, если вдруг на озере шторм. Прогноз давал сильные ветра весь май, и мы каждый день ждали, когда же можно рвануть за лососем на Онегу.

Я позвонил Баламуту. Он сказал, что в озеро ходит, но не каждый день, лосось ещё не отошел, приезжай, говорит, сгоняем. Зяку здорово укачивает, да и меня, бывает, тоже. В большую волну идти тяжело, не до лосося и не до удовольствия.

Каждый час смотрю прогноз. И вот я увидел в воскресенье щель с ветром 3-4 метра в секунду. В пятницу 5-6 м/с с порывами до 10, в субботу 5-6 м/с с порывами до 8, а в воскресенье 3-4 м/с без порывов. Но бывает и так: ветра нет, а волны есть, озеро не сразу успокаивается.

Но тут ещё незадача. Зяку не отпускают с работы на понедельник. Всё равно решили ехать в пятницу с утра, в конце концов, можем выдвинуться обратно и в ночь. Позвонил Елене Ивановне. Приезжайте, говорит, будем вас ждать. До чего приятно.

В четверг по Питеру дали штормовое предупреждение, шквалистый ветер, ливень и грозы. Сижу днем, смотрю в окно: ни ветра, ни дождя, солнышко светит. Красота. Позвонил Зяке, говорю, давай выедем сегодня вечером после работы? ОК. Быстро сгонял в гараж за машиной, купил продукты.

Однако погода мгновенно изменилась. К метро я прибыл под такой страшный ливень, что народ не мог выйти из-под навеса. Пробрался на машине к самому выходу из метро, выхватил Зяку, и мы помчались. На кольцевой столько воды я ещё ни разу не видел. Машины двигались, как корабли, но с особо медленной скоростью. Бушевала гроза. Гром разрывался над самой головой.

Выехали за город. Дождь прекратился, на всё небо разлилась огромная радуга. Какая красотища! На Онегу мы ездим много лет. Было время, когда по обочине было не проехать. Теперь дорогу отремонтировали, но всё равно однорядка. Как уперся в грузовик, так всё, а если ремонт, так вообще пробки на десятки километров. В этот раз простояли в пробке час. Что же мы живем, как идиоты, для себя даже нормальной дороги сделать не можем!

Приехали на Онегу поздно ночью, но нас ждали. Разместили на базе «Онежский берег». Это база Елены Ивановны. Сама строила, сама берег отсыпала. Какая же она умница! Горжусь знакомством.

База «Рыбацкий причал» сгорела. Теперь там только стоянка для катеров. Сгорела по-дурацки: из-за электропроводки. В ноябре потушили рыбаки, никто не пострадал, а в феврале рыбаков не было, только сторожа, и база сгорела за полчаса.

Утром встали, погода на Онеге благодать. В заливе штиль, на горизонте барашков нет. Какие порывы, какой прогноз! Лепота. Сразу позвонил Елене Ивановне: поедем сегодня? ОК. За нами приехал Серега. А где Баламут? На то он и Баламут. Срочно умчался в другой город батуты надувать. Бизнес у него такой – аттракционы. Тут так: не поехал – не заработал.

Пошли за лососем с Серегой. Тоже бывалый шкипер. Обменялись несколькими фразами, стало понятно – свои. Чем хорош Кварцитный: не надо далеко ехать за рыбой. Из Петрозаводска надо ехать часа два, из Уи полтора. А здесь распустился в заливе и пошел.

Распускаются для ловли лосося на Онеге так: на две стороны выбрасывают «санки» на толстом шнуре. Затем распускают спиннинг с воблером или железом на 170 метров. Леску закрепляют на защелку и спускают ее по шнуру к «санкам». Следующий спиннинг распускают на 10 метров меньше, и так далее. Подобным образом расставляют по 5-6 спиннингов с каждой стороны.

Когда рыба клюет, леска с защелки срывается, рыба выходит за корму катера, и её спокойно можно вытащить. Защелки сдвигают и ставят спиннинг уже последним. Ещё ставят даунриггер. К толстому шнуру привязан тяжелый груз, он опускается на несколько метров вниз, и на шнур также ставится защелка с леской. Происходит заглубление приманки.

Я ставил левый борт, Серега правый. Мы поставили второй спиннинг ещё в заливе, а на первый спиннинг уже клюнуло. Поймали форельку на двушку. Выставились полностью и пошли в открытое озеро. Погода пасмурная. Ветер по факту был 3-5 м/с, никаких порывов не было, волнение 1.5-2 метра. Самая лучшая погода для ловли лосося.

Я поймал несколько рыбин, было два больших схода. Зяка вытащила лосося на треху, боролась из последних сил, но вытащила. Всё, что меньше двушки, мы отпускали. До обеда взяли Зякину треху и форель.

Поехали пообедать на базу, отдохнуть. Хорошо весной на Онеге, лови хоть сутки напролет. Вечером вышли ещё на три часа. Взяли еще пару форелек, всего мелкого лосося отпустили.

На следующий день вышли в шесть утра в надежде на ранний клёв. Напрасно проболтались два часа. Сменили место. Поймали дуплет форели. Такое было у меня первый раз. Я вытащил форельку на 2.5, и Зяка сказала, что клюет на даунриггер. Мы даже не поняли, что клюет, но Зяка взяла спиннинг, его уже сорвало с защелки, и стала вываживать.

Рыба зацепилась как-то странно. Она вращалась, выпрыгивала, делая свечи. Зяка слабины не давала, не в первый раз. Я не успевал вытащить из сачка свою форель, и Серега сказал, что надо дать слабины. Я дал. Он вместе с моей рыбиной опустил сачок в воду и выхватил вторую форель. В сачке бились две одинаковых форели. Получилось здорово.

Потом я взял пятеру. Это уже был труд с визгом фрикциона, свечками и настоящей борьбой. К 12 часам мы собрались и поехали на базу. Мы были счастливы. И погода, и рыбалка удалась. Спасибо Баламуту. Если бы он не взбаламутил, мы бы так и не поехали.

После обеда мы надули свою лодку, поставили моторчик и отправились на Онегу в надежде поймать хариуса. Но было рановато, хариус занимался нерестом. Мы объехали свои любимые места в бухте и пошли отдыхать.

В воскресенье был абсолютный штиль. Вырвать бы что-нибудь этим метеорологам… Мы с утра ещё покатались по заливу, пофоткались и поехали домой.

Спасибо, Онега. Спасибо, Елена Ивановна. Мы обязательно вернемся!

P.S. Несложно догадаться, что самая вкусная часть самого большого лосося была приготовлена по рецепту Лопотухина Рыба в маринаде с кунжутом. Зяка сказала, что все остальные блюда из рыбы, которые в жизни ей удалось отведать, просто отдыхают. Зяку за уши было не оттащить от блюда. Прославляю Александра Лопотухина и его супругу, простых скромных русских людей, но великих кулинаров от бога!