Бабье лето

На заре развития человечества, именно в то время, когда наши предки переходили от чистого сыроедения к употреблению термически обработанной пищи, вероятно, именно тогда люди впервые придумали блюда, подобные тем, рецепты которых спонтанно и неожиданно воспроизвелись в одной рыбацкой компании. К данной компании волею судьбы принадлежу и я.

Выехали мы как-то с утра в сентябрьскую субботу в верховья Сурского водохранилища. Изначально рыбалка планировалась как однодневная: утром туда, а вечером обратно. Поэтому много съестного с собой не набирали. Каждый брал для себя на пару перекусов. Это в первую очередь термос с чаем, какие-то бутерброды, вареные куриные яйца, огурцы, помидоры, печенье и конфеты. Я еще прихватил с собой десяток антоновских яблок, чтобы на всех хватило покислиться.

Погода была сухой и маловетреной - стояло бабье лето. Температура воздуха днем не поднималась выше двадцати градусов по Цельсию, то есть не жарко и не холодно. Вода у поверхности, по показаниям сонара, была в районе  двенадцати градусов по тому же Цельсию. Короче, бабам повезло с погодой в тот год, ну и нам мужикам с ними заодно.

Зелень слегка подернуло золотом, а небо наполнилось такой прозрачной синевой, что даже было видно не только высоко летящие самолеты, но и спутники. Вы думаете, что я вру? Если не спутники, то это, вероятно, НЛО были. То, что не самолеты, это уж точно. Да что там спорить, спутник или НЛО, даже какие-то планеты и звезды было видно, и это все днем. Вот какое небо было в то бабье лето, глубокое и бездонное.

Надо добавить, что ко всей этой благодати хищная рыба клевала исправно, как ей и положено было клевать для данного времени года. К концу рыбалки у каждого из нашей компании в уловах было по несколько щук. Кроме щук у меня была пара судаков, а у Палыча с Севрюгой на двоих - более десятка хороших окуней весом около двухсот граммов каждый.

Обоих моих товарищей величали Александрами. Чтобы одновременно не отзывались на одно имя, я их и называю так, одного по отчеству, а другого просто по производной от его рыбьей фамилии Севрюгин.

Сашкам такая рыбалка понравилась, да и мне тоже. То ли так и не насытились мы рыбалкой, а может быть, виноваты, как всегда, бабы со своим летом, теперь это уже и не важно, только решено было остаться рыбачить и на воскресенье. Мы дружно решили – к чему туда-сюда ездить, только время и бензин терять.

Но вот беда - покушать и попить осталось мало чего. Всё взятое с собой в основном ушло на перекусы. Остались печенье, конфеты и мои антоновские яблоки. Чуть не забыл, еще был целый литровый термос пареного риса. Палыч взял его с целью половить белую рыбу на поплавок в том случае, если хищник на спиннинг клевать откажется.

А рис на белую рыбу Палыч взял лишь потому, что дома у него не оказалось перловки. «Вот чудила!» - так мы с Севрюгой решили утром. Но как потом оказалось, Палыч правильно взял рис, а не перловку. Перловка еще давно всем в армии надоела.

Отзвонились своим женам (в то время прогресс уже дошел до этого), сказали, что все в порядке, но вынуждены вас огорчить, сегодня домой не ждите. И еще попросили их сообщить своему бабьему лету, чтобы оно задержалось хотя бы еще на сутки.

Чтобы веселее скоротать ночь, решили сгонять в ближайшее… кино за напитком всех времен и народов, а попросту сказать, за самогоном. Где-то за океаном его еще называют виски, а где-то у нас в России - чачей. Как его не назови, а основной химический состав везде примерно один и тот же:  С2Н6О + Н2О, ну а на вкус все же разнится.

… В кино полторашка народного напитка для нас нашлась, там же разжились солью и буханкой черного хлеба не первой свежести. Основным блюдом на закуску решили сделать рыбу. А что же еще, не лягушек же! Нам, русским, французов не понять.

Щука на куканах чувствовала себя бодро, если можно так выразиться, до следующего дня обещала протянуть с безвременной кончиной, а вот судаки, изогнувшись, уже побелели. Да и последние живые окуни до утра точно жабры растопырят. Решено было поужинать этими нежильцами. А тем, что останется от вечерней трапезы, позавтракать с утра.

Пока я с Севрюгой гонял в… кино, уже сказал зачем, Палыч заготовил сухих дров с избытком и развел хороший пионерский костер. Пока костер нагорал угли, Палыч очистил рыбу от внутренностей, чешую не тронул, так было задумано.

После нашего прибытия рыбу незамедлительно натерли солью. Нарезали ивовых черенков и заточили их с обеих сторон. Натыкали их в землю вокруг костра, а на них нанизали окуней. Не успели крякнуть после первой налитой, как окуни зашипели повернутой к огню поверхностью своих тушек.

Незаметно за разговором мы выпили по третьей рюмке, окуни уже испеклись и стали нам хорошим ужином. Судаков решили запечь на углях. По телевизору как-то видел, как аборигены в пальмовых листьях рыбу запекали на углях.

Включив воображение, принялись за дело. Пригодились здесь и Палычев пареный в термосе рис, и мои антоновские яблоки. Пару яблок, очистив от кожуры и сердцевины, нарезали кубиками, смешали с рисом, слегка подсолили. Этой начинкой наполнили брюшные полости судаков.

Поскольку ни одной пальмы поблизости не росло, было решено использовать вместо пальмовых листьев листья лопуха, которые нашли на покосе. Лопух - вполне съедобное растение, решили мы. Нафаршированных Палычевой приманкой судаков завернули в листья лопуха, каждого в отдельности как минимум в три слоя. Прихватили эти свертки стеблями каких-то дикорастущих злаков. Закопали эти две мумии в угли так, что их не стало видно.

Стали нервно ждать, что из этого получится. По видео не промелькнуло, сколько это блюдо парить-жарить. Опять же, у них африканские банановые листья, а у нас - русский лопух.

К этому времени мы были в состоянии после пятой дернутой за всё ту же рыбалку, и поэтому спор разгорелся нешуточный. В фольге, в газовой духовке, рыба запекается в течение 35-45 минут, на этом времени я и настаивал. Мои сашковые оппоненты хором настаивали на половине этого срока. Иначе все сгорит – уверяли они. Я плюс два моих судака - это в сумме три голоса против двух сашковых. И, как Вы правильно догадались, победила опять же демократия. Короче, рыба запекалась минут сорок по моему нелегкому настоянию.

Не знаю, что там получилось на вкус у африканских аборигенов, но наш судак с рисовой начинкой с кислинкой и запахом яблок, запеченный на углях в листьях русского лопуха, да еще в прихлебку с напитком всех времен и народов - это сказка! Такая сказка, ну как например, то бабье лето с безоблачным бездонным синим небом, с пролетающими по нему спутниками, а может НЛО, кто теперь знает.

Это только потом, при просмотре документального видео про рыбалку, я узнал, что колышек в земле для запекания рыбы около костра называется рожно. Соответственно окунь, приготовленный таким способом, называется  приготовленным на рожне. Это незатейливое блюдо веками спасало от голодной смерти тех же бурлаков на ночевках.

Для тех, кого заинтриговало недосказанное слово «…кино», мои следующие пояснения. Пензенская область на севере граничит с автономной республикой Мордовия. Есть и в нашей области деревни, полностью заселенные представителями данного этноса. И очень многие названия данных поселений заканчиваются на «кино». Не знаю почему, но это так. Например: Демкино, Захаркино, Наумкино, Наземкино.

Мы ездили за виски в одно из этих …кино. Одна бабуля, не побоявшаяся открыть нам дверь своего дома, долго отказывала нам в народном напитке. «Хлеб-соль нате, а ентого у меня нету», – говорил божий одуванчик. Потом, сжалившись на уговоры, все-таки созналась: «Ну есть у меня, но только он дорогой. Для сынков и внучков приготовленный из медовой бражки, а еще и настоянный на перегородках от грецких орехов и сушено-копченом черносливе».

За приобретение такого букета мы и не подумали рядиться. Да и дорого за полтора литра такого напитка было только по мнению самой бабульки. Да, еще «есть женщины в русских селениях» … Ну конечно, «коня на скаку остановит» - это не про нашу бабушку. А вот «огненную воду» готовить умеет!

«А? Что? Какой дом и с какого края?» – вы спросите. Нет, ни за что не скажу, а вдруг вы полисмен. Да и какой настоящий рыбак выдаст свое рыбное место!

Есть у меня и стишок с незамысловатыми рифмами именно на эту тему:

Однажды как-то в сентябре,

За синью неба скрылась.

Та синева была без дна,
Что космос было видно,
И в небе том плыла луна,
Расправив лик солидно.

Вот спутник, серебром горя,
Проследовал степенно.
Такого с чистым небом дня
Не вспомню я наверно.

Если не спутник это был,
Не самолёт уж точно.
От самолета б след дымил,