Небольшая заметка на тему моторного масла. Вопрос не праздный, и в Сети по данной проблеме достаточно большой разброс мнений. Выскажу своё ви́дение, основанное на наличии кое-какого опыта, и предложу решение, проверенное личной практикой.
Забегая вперед, скажу, что не назову ни одной торговой марки во избежание обвинений в предвзятости и ангажированности. Речь пойдет о моторных маслах для двухтактных лодочных моторов.
В нынешние времена средств лишних ни у кого нет, приходится экономить. Спрашивается, а можно ли экономить на таком важном моменте в современной рыбалке, как масло для топливной смеси? Многие наверняка попадали в ситуации, когда «вдали от жен» лодочный двигатель внезапно глох, а хуже того, и не хотел потом заводиться. Ситуация банальная: забило копотью свечи – от плохого бензина ли, от неподходящего масла или. Лечение – замена свечей, и дальше в путь!
Но такая ситуация может оказаться далеко не забавной, если мотор глохнет в шторм посреди водохранилища или замирает на порогах таежной реки. Становится совсем не смешно! Некоторые начинают тут же проситься в гальюн. Это не шутка. То есть к качеству топлива и масла для лодочного двигателя надо относиться с максимальным вниманием.
Сейчас двигатели в основном импортные и очень надежные, и испортить их может, кроме небрежной эксплуатации, только некачественное масло или бензин. Вопрос с бензином опустим, поговорим о масле.
Умные люди скажут: бери самое дорогое в спецмагазинах, и будет тебе счастье. Но… но не всё так просто, особенно сейчас, в кризис. Для пояснения своей мысли расскажу небольшую историю из практики.
Была у меня в 90-х годах «Волга» - машина советских директоров, мечта героя из фильма «Служебный роман». Любил я её, как Одиссей Пенелопу. Денег на неё не жалел, покупал всё самое лучшее. Масло брал очень дорогое, одной очень известной мировой торговой марки.
Брал и брал. И вот пришло время, и механики мне говорят: надо капиталить двигатель. Разобрали и, к моему стыду, при всех стали укорять: ты какую гадость лил в мотор?! Смотри, всё черное, нагар, как в паровозе. Но я-то знал, что покупал самое лучшее масло! Задумался.
Стал при покупке разглядывать масло, нюхать, на свет смотреть. Как-то раз после заливки посмотрел в баклажку из-под масла и увидел на дне что-то вроде осадочка. Ну, нефть, понятно, органическое соединение, расслоение может быть, подумал. Поговорил со знающими людьми (работал механиком на шахте тогда) и понял, что осадков в масле быть не должно.
Пошел покупать в другой раз то именитое масло, говорю продавщице: «Дайте чек и две канистры сразу. Если масло с осадком будет – вернёте мне деньги». Продавщица бурно возмутилась: «Молодой человек, в нашем престижном магазине всё самое лучшее» и так далее.
Я спорить не стал. Пришел в гараж, вылил масло в мотор, увидел осадок в канистре и сразу поехал назад в магазин. Принес чек, пустую баклажку и нераспечатанную канистру. Продавщица кинулась возражать, но я предложил открыть при ней вторую канистру и проверить наличие осадка при свидетелях. И дамочка сдалась! И вернула мне деньги за две емкости масла. Инцидент был исчерпан.
А я стал думать, каким маслом кормить своих «коней». Погрузился в расспросы, журналы, проспекты, обзоры и понял: все масла примерно хороши, если они оригинальные, а не поддельные.
Стал покупать масло для своей машины одной марки на одноименной же заправке. Лил только его. Сменил три машины за шесть лет. Коляски бегали – ё-моё! Заводились в любой мороз, не дымили, не коптили, горючку не жрали. А напарник, вопреки моим советам, тратил немалые гроши на эксклюзив, и я совсем не удивился, когда ему на капиталке автомастер сказал: «Ты какое гуано лил в мотор?!»
Вывод вы поняли сами. Пропуская ещё несколько примеров из своей практики на данную тему, перейду к заключению. Испытывая необходимость экономить бюджет, ныне беру для лодки очень недорогое (а потому ещё, наверное, и не поддельное) отечественное масло для двухтактных «горшков».
В самый первый раз по результатам недельной поездки на рыбалку (а в день я тратил в среднем 30 литров горючего) остался маслом очень доволен. Движок работал много, и в разных режимах, и, если бы масло «козье» было, кака появилась бы сразу. Кака на свечах, разумеется. Но всё оказалось в порядке!
Теперь покупаю такое масло уже три года подряд с существенной экономией. И свечи идеально чистые! Опять же: не называю ни марок, ни типов. Информация, так сказать, к размышлению.
Сделаем резюме, как говорил мой бывший директор. Если финансы поют романсы, выход есть: берите недорогое масло, главное – от надежного производителя. И будет вам счастье!