Вы собрались отчаливать на вечернюю зорьку, но с удивлением обнаружили, что баллон лодки несколько обмяк, то есть он не держит воздух. Задача номер один заключается в том, чтобы определить место травления воздуха и решить, насколько это критично и какие последующие шаги стоит предпринять.
Найти место выхода воздуха можно при помощи мыльной пены, если, конечно, моющее средство у вас есть на борту в личном гигиеническом пакете. Если же все моющие средства уже израсходованы, такой же результат можно получить и при смачивании всей поверхности лодки водой. Делать это желательно без излишней спешки, смачивая при помощи ветоши постепенно всю поверхность воздуходержащих объёмов. Точное место травления будет заметно по выходящим пузырькам воздуха.
Но, найдя один источник ваших неприятностей, не стоит считать, что он единственный. Проведите полное обследование корпуса лодки. Таких опасных зон может оказаться несколько, и травление, найденное в новых местах, может быть более существенным.
После окончания дефектовки переходим к ремонтным работам. Порядок заклейки описан в сопроводительных документах на лодку. Как правило, это сделано у подавляющего большинства отечественных производителей. Но, как показывает практика довольно долгого общения с пользователями лодок из ПВХ в условиях рыбалок, далеко не все дочитали до конца прилагаемые паспорт и инструкцию по эксплуатации маломерного судна. И в подобных ситуациях начинают вытворять с лодкой самые немыслимые вещи, начиная от попыток зачищать место склейки наждаком или скобления ножом до попыток прогреть это место зажигалкой, а то и над костром. Последствия подобных действий доводилось иногда видеть в сервисных центрах.
Большинство ПВХ-материалов, из которых изготовлены лодки отечественных производителей, не требуют обработки шкуркой для улучшения прилипания. Достаточно просто их обезжирить. Подойдет и шампунь, и мыло, о водке или спирте я даже не говорю. Для этих целей пригоден любой растворитель. Нежелателен лишь ацетон и его производные: при неграмотном обращении можно повредить ткань.
Точно таким же путем обезжиривается и заплатка, которую следует вырезать из находящегося в ремкомплекте куска ПВХ. Обычно заплатка имеет округлую форму для уменьшения возможности задиров в дальнейшем. Её следует наложить на место травления и обозначить контуры. Основной принцип: она своим размером должна перекрывать зону повреждения примерно на 15-20мм.
Когда обе склеиваемые поверхности после обезжиривания высохнут, на них наносится тонкий слой клея из ремкомплекта. Особенностью данного клея (обычно это «Бостик») является необходимость сушки после нанесения на поверхность. Время сушки - около 10-12 минут. При работе с клеем в походных условиях какого-либо прогрева соединяемых элементов не потребуется. Критерием готовности поверхностей к склеиванию будет отсутствие липкости, которая проверяется тыльной поверхностью пальцев.
Но перед тем как наложить и соединить поверхности, под поврежденную часть баллона нужно подложить любую относительно ровную и жесткую поверхность. В лодке такую поверхность имеет банка или обратная сторона секции пайола. Именно на них следует производить непосредственно этап заклейки. Проводится она по такой схеме:
- из поврежденного баллона удаляется воздух;
-заплата аккуратно устанавливается на поврежденное место (по нарисованному контуру) и плотно прижимается рукой;
-затем проводится самая ответственная операция – прикатка.
Хотите качества, надежности и безопасности? Выполните ее тщательно и аккуратно. Для проведения прикатки необходимо иметь приспособление, схожее со шпателем. Это может быть кусок пластмассы или металла с ровной кромкой или даже нож. Цель операции – удаление всех пузырьков воздуха из области склейки и обеспечение максимального прижатия элементов друг к другу. Прикатка выполняется радиальными движениями от центра заплатки к краям с плотным прижатием прикатывающего устройства. Торопиться не стоит: важно обеспечить равномерное прилегание по всей поверхности.
После окончания приклейки лодка просушивается около двух часов. А потом уже можно надувать баллон до рекомендованных значений, и в плавание. Но после завершения рыбалки стоит провести дополнительное обследование отремонтированного элемента.
И, как бы хорошо ни был выполнен ремонт, по окончании сезона лодку всё ж стоит отправить на диагностику в сервис-центр для осмотра специалистами. Не исключено, что ремонт необходимо будет повторить, а следы повреждения удастся спрятать под каким-то декоративным или функциональным элементом. Если же повреждение ткани баллона имело вид разрыва или пореза, протяженность которого позволяла бы завести заплату внутрь и установить её прежде всего изнутри, то тогда имеет смысл заделывать повреждение с двух сторон. В данном случае дополнительная надежность не помешает. Технология работы с материалами и клеем та же самая.
А в случае небольшого прокола ткани крючком или спинным плавником клыкастого можно обойтись введением нескольких миллиграммов клея внутрь полунакачанного баллона (если у вас часть клея в ремкомплекте хранится в медицинском шприце). Либо просто поверх отверстия поставить небольшую каплю. А после десятиминутной просушки ещё одну. При проколе такой вид ремонта вполне пригоден…