Удивительные гурманы наших вод

Гурманы наших вод

Гурманы наших вод
7965
Помнится, в самом начале «рыболовной карьеры» мне, как и многим другим рыболовам, всё казалось простым и понятным. Вот, например, есть рыбы «мирные», такие как карась, плотва, красноперка, и их надо ловить на червя, хлебный катыш или пареные зерна пшеницы. А есть хищники, например, окунь и щука, которые клюют на живца или искусственные приманки, имитирующие живую рыбку. Но, чем больше я набирался рыболовного опыта, тем отчетливее понимал, что не так всё просто в «рыбьем королевстве», как кажется на первый взгляд. И порою даже самые мирные рыбы проявляют хищнические наклонности, а агрессивные хищники вдруг ни с того ни с сего начинают поститься, удивляя и озадачивая рыболова своими пищевыми пристрастиями.

Щука на диете
Еще со школьных уроков природоведения мы как-то привыкли воспринимать щуку самым отъявленным хищником, настоящим «речным волком», который питается исключительно рыбой. И, глядя на внешность щуки, на ее «боевую» маскировочную окраску и острейшие зубы, как-то и мысли не возникает усомниться в ее хищнических наклонностях. Однако именно щука больше всего удивляла меня своими пищевыми пристрастиями, которые проявляются в сезон открытой воды, особенной весной и летом.

Показателен один интересный пример из весенней рыбалки. Тогда мы ловили хищников с деревянного моста, протянутого через речку. С его настила опускали ко дну оснастки коротких удочек на манер зимних, на конце которых было привязано грузило и крупный крючок. Для наживки использовали мальков, пойманных неподалеку на мели с помощью небольшой малявочницы.

Ловились в основном некрупные окуньки, которые жадно заглатывали трепетавших на крючке верхоплавок. Но среди нас был один пожилой рыболов, который умудрился вытянуть из-под моста щуку примерно на килограмм, а следом за ней еще одну такую же. Мы стали наблюдать за дедом, и оказалось, что на свой одинарный крючок с длинным цевьем он надевает сначала кусочек навозного червя, а потом подсаживает к нему малька. И, как оказалось, такой «бутерброд» щукам пришелся по душе.

Похожий случай произошел у нас с супругой на апрельской рыбалке этого года. На пойменном озере мы ловили поплавочными удочками плотву и густеру, в качестве наживки использовали червя и опарыша. Рядом с нами были заброшены живцовые снасти, наживленные мелкими рыбешками, однако хищники на них внимания не обращали. Но зато во второй половине дня Настя поймала на удочку друг за дружкой трех щук, соблазнившихся кусочком навозного червя на миниатюрном крючке, рассчитанном на плотву.

По непонятной причине и на этот раз такая приманка показалась щукам привлекательней, чем плавающий совсем рядом живец. Причем это были не мелкие карандаши, которые могли посчитать червя более легкой добычей, а вполне нормального размера хищницы весом от килограмма и больше (фото1).

Тут можно предположить, что перейти на такую простую и «малогабаритную» пищу именно ранней весной хищницу заставляет созревшая икра, которая заполняет всё её брюшко. Но дело в том, что в пойманных нами щуках икры и молок не было, или они просто успели их отметать. Поэтому пристрастие пятнистой хищницы к червю именно ранней весной для меня по-прежнему остается загадкой, и было бы интересно узнать мнение специалиста на этот счет.

Еще большей загадкой являются неоднократные случаи поимки щук в разгар лета на зерна вареной перловки (фото 2). Подобные уловы происходили у нас в июле и августе на разных озерах. На одной из вечерних рыбалок мы на прикормленном месте вперемежку с плотвой и карасями поймали на перловку двух щук, и третья после яростной борьбы перекусила тонкую леску. А в это время рыбачивший неподалеку спиннингист буквально избороздил блесной всю толщу озера, но до заката не увидел и поклевки.

Предполагаю, что щуки соблазняются светлым и продолговатым зерном перловки потому, что по ошибке принимают его за малька-сеголетка, которыми в середине лета буквально кишат прибрежные участки пойменных озер, заросшие водной растительностью.

Не случайно в это время рыболовы в охоте за щукой применяют снасть, называемую в наших краях «балберкой». Она состоит из довольно крупного пенопластового поплавка, венчающего собой оснастку, выше которого привязываются два-три коротких поводка с одинарными крючками, на которые надеваются белые кусочки пенопласта.

«Балберку» проводят по поверхности среди зарослей водной растительности, а кусочки пенопласта, которые за счет тяжести крючков опускаются под поверхность воды, имитируют стайку мальков, вызывая на атаку затаившихся в гуще травы хищников. На такую снасть в пойменных озерах ловят щуку и окуня, а на Волге с нею же охотятся за жерехом.

Поэтому вполне возможно, что и зерна перловки, и пенопласт щукам видятся как разгуливающие в толще воды мальки. Вот только если «балберка» соблазняет щуку активным движением, то перловка на крючке поплавочной удочки чаще всего висит неподвижно, и всё равно щука ее берет. Еще одна загадка…

Полосатые разбойники и иже с ними
К пищевым странностям окуней рыболовы более привычны, поскольку полосатых «хищников» можно ловить не только на малька и спиннинговые приманки, но и на длинный список наживок, таких как навозные черви, мотыль, личинки стрекозы и других насекомых.

Но, даже учитывая такую неразборчивость окуней в еде, всё равно продолжают удивлять поимки окуня на зерна сладкой консервированной кукурузы, которые так же носят не единичный характер на наших рыбалках. Наверное, полосатых разбойников, известных своим любопытством и пристрастием ко всему яркому, просто привлекает желтый цвет кукурузный зерен. А может, всё дело в том, что в любой стае окуней обязательно находятся несколько отъявленных сладкоежек (фото 3)?

Чем-то схожа с окунем по своим пищевым пристрастиям и красноперка, что особенно заметно, если рыбачить в соседней с нами Астраханской области. Известно, что ближе к Каспию рыбаки ловят на спиннинг красноперку до килограмма, используя вращающиеся блесны, и порой довольно крупные.

А вот мы на одной из рыбалок на красноперку, чтобы отсечь поклевки мелочи, надевали на тройничок небольшого малька. Эту наживку, заброшенную в окна среди травы, хватали красноперки от трехсот граммов и больше, выбирая некрупных и узкотелых мальков (фото4).

А еще, помнится, на ночной зимней рыбалке удивил меня налим, который клюнул на манную болтушку, предназначавшуюся для подлещиков и плотвы. Причем на мормышках двух соседних удочек были надеты мотыль и опарыш, но усатый гурман холодной зимней ночью почему-то предпочел более постную пищу…

Берегитесь карася!
Многие рыболовы считают карася настоящим бедствием наших водоемов из-за того, что он неимоверно плодовит, и при этом не гнушается любой скоромной пищей, включая икру и молодь других рыб.

В такие «жуткости» о карасе и верилось, и не верилось. Так уж привыкли мы к образу толстобокого увальня, который в жаркие летние дни лениво плавает среди водорослей и чавкает на утренних зорях в зарослях камыша, выкапывая из ила мотыля и прочих козявок. Но такое представление о «сугубо миролюбивом» карасе быстро улетучилось после нескольких характерных случаев на рыбалке.

В разгар карасиного жора на одном из прудов, сильно зарыбленном мелким карасиком, нам с друзьями стало скучно ловить не блещущих размером рыбешек на навозного червя, и мы ради эксперимента решили испытать в действии другие насадки. В ход пошли все имеющиеся у нас продукты, которые мы взяли на обед: сыр, колбаса, вареная картошка, сало, и даже росший на берегу шампиньон – карась охотно отзывался буквально на всё.

Но убедиться воочию в хищнических наклонностях карася мы смогли во время одной из сентябрьских рыбалок, когда на пойменном озере охотились за хищниками поплавочными удочками, настроенными под ловлю на малька. Забрасывали снасти за границу начинавших опадать водорослей, и нашей добычей становились ровненькие окуньки, иногда проскакивали и щуки.

После обеда солнце припекало всё ещё по-летнему, а небольшой ветерок стал сносить оснастки вбок и прибивать их вплотную к стене травы. Но и здесь окуни продолжали хватать малька. На одной из поклевок пятиграммовый поплавок как обычно без лишних церемоний пошел в сторону и вглубь, но после подсечки на крючке почувствовалась тяжесть, не похожая на дежурного матросика.

Продумав, что малька взяла щука, я попросил супругу приготовить подсак. Но, к безграничному нашему удивлению, мальком оскоромилась не пятнистая хищница, а обыкновенный карась весом примерно под килограмм (фото 5). Причем взял он по всем правилам, толстыми губами заглотав целиком небольшой тройничок.

И сразу после этого вспомнилось, как однажды в самом начале зимы, уже в створе лунки с крючка окуневой блесны у меня сорвался небольшой серебряный карась. Тогда я списал это на случайное подбагривание, но сейчас всё больше склоняюсь к мысли, что на рыбалке случайности не случайны!

Поэтому есть хороший повод задуматься: если щука наотрез отказывается клевать на блесну и живца, может быть, она просто ждет, когда вы ей подадите извивающегося на крючке жирного навозника? Или, если привереда карась всё утро игнорирует червяка на крючке, то вместо того, чтобы разминать хлебный мякиш с анисовыми каплями, стоит предложить ему свеженький бифштекс с кровью?..
Комментарии:
александр
лопотухин
Был у меня случай ,ловил крупных карасей на свежую печень, причем чем кровянистей была наживка, тем лутше были поклевки.УДАЧИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
сергей
komsa58
Да,щучки довольно часто попадаются на червя!
Чтобы написать комментарий,   войдите или зарегистрируйтесь