Написать этот материал меня сподвиг вот видеоролик, на который я как-то нарвался в сети (см. ниже) Понятное дело, захотелось побыстрее претворить увиденное в жизнь, и в ход пошли подручные средства!
. Так родились первые формы, изготовленные на основе … баночек из-под съеденных супругой йогуртов (
Фото 01), где были отлиты первые «пули» (
Фото 02). Как говорится, каждому своё
.
Кстати, моделью для них послужили головные части старых шариковых ручек, которых в каждой семье с избытком. Немного фантазии - и разнокалиберные «пули» пополнят ваш арсенал. Вот тут как раз навеяло, вернее, повеяло Гимном демократической молодежи, который мог бы перерасти в Гимн демократических рыболовов, ибо уже давно настала пора перелить пули в «пули»:
«Пули» разных калибров…
Мы мечтою о рыбе живём,
В эти разные воды
Мы забросим, поймаем, нальём …
В разных землях и странах,
На морях-океанах каждый, кто может,
Спиннинги в руки, в наши ряды, друзья!
Припев:
Эту песню запевает рыболов, рыболов, рыболов,
Чтоб всегда весомей был его улов, да, улов, да, улов…
Ох, чавой-та я отвлёкся
. Продолжаем разговор, как сказал бы Карлсон, который ловил рыбу в аквариуме...
Всё бы ничего, но какой-то червяк грыз душу и заставлял шевелить тем, что в медицинских кругах именуется «серым веществом». Потому, что сами формы получились овальными, а это как-то не очень удобно при заливке расплава: или её устанавливать надо, скажем, в песок, или держать в одной руке, а заливать другой. А если, не дай бог, дрогнет рука «самурая»? Результат будет называться «ожог»
, а окружающая среда услышит много чего интересного за эту форму, за этот свинец и за того чудака на букву «М», который все это придумал на свою … , ага, на неё, родимую!
И путь был самый простой – повторить конструкцию, показанную в видеоролике. Ну, коль так уж захотелось, повторил, только добавил соединительные элементы. Получилось вроде как похоже на оригинал (
Фото 03), но … . Всегда появляется какое-то «но», которое не совсем устраивает въедливую натуру
.
И вот почему. Когда заливаешь нижнюю часть опоки (именно так в литейном производстве называется жесткая рама для удержания формовочной смеси) строительным гипсом и вкладываешь в него модель (нет, не ту, которая по подиуму ходит), то после застывания, как правило, нужно немного обработать верхнюю поверхность нижней полуформы - и вот тут в процессе работы начинаешь поминать добрым словом ВУЗовского преподавателя по технологии металлов
, а заодно и себя-бездельника (на лекциях спал, учебник скурил), потому, как то, что родилось в процессе подражания, оказалось, на мой взгляд, не совсем эргономично.
Правильно говорят, что все изобретения появляются от лени человеческой. Ну, лень мне лазить инструментом внутрь коробки, пусть даже всего 3 см глубиной (
Фото 04, 05). Поэтому процесс изготовления опоки несколько усложнился, но зато появился полноценный доступ к верхней поверхности нижней полуформы (
Фото 06).
Делался этот вариант, используя штангель-200 с острыми концами, которыми проводилась разметка на оргстекле, и подручные режущие инструменты, которыми выбирались пазы. Получилось не очень эстетично, но зато практично и технологично. На
Фото 07 я выложил разборные элементы конструкции, которые представляют собой основание – 1 шт; боковые стенки нижней опоки (длинные – 2 шт, короткие – 2 шт). Не нужно особой сообразительности, чтобы понять, как работает сей конструктор, детали которого скрепляются скотчем (
Фото 08).
Верхняя опока (
Фото 09) представляет собой аналогичные элементы и отличаются от нижних только отсутствием установочных шипов, которые придают нижней части определенную жесткость. А для того, чтобы центрировать верхнюю и нижнюю часть и придать верхней части жесткости, я закрепил на трех сторонах нижней опоки поворотные стопора. Можно было и 4 поставить, но трех хватает «за гланды», как говаривал Дава Гоцман из «Ликвидации». В качестве сравнения с предыдущей версией можно глянуть на
Фото 10 и, как говорится, почувствуйте разницу.
Дальнейший процесс оригинальностью не отличается. Необходимо произвести следующие операции:
- на верхней поверхности нижней полуформы нужно сделать 2-3 углубления, которые впоследствии послужат формой для центровочных шипов при соединении нижней и верхней полуформ;
- верхнюю поверхность нижней полуформы обязательно смазать, например, жидким мылом и дать ему впитаться в поверхность. Это позволит потом без особых проблем разнять верхнюю и нижнюю части. Внутренние стенки опоки можно не смазывать, проверено, короб из оргстекла разбирается очень легко;
- после разборки прикинуть, на какой из сторон сделать литник для заливки расплава (обведены чёрным) и выпоры - каналы, соединяющие полости формы с атмосферой (обведены желто-зелёным). Назначение выпора — выведение газов из формы, контроль заполнения формы, перепускание расплава, местное питание отливки в процессе ее затвердевания (
Фото 11).
При соблюдении этих технологических «изысков» готовое изделие получится в соответствии с оригинальной моделью. И в зависимости от того, какую модель употребишь, можно получить то изделие, за которым не надо ходить в магазин. Небольшая доработка формы - ,и вместо джиг-головки можно получать «чебурашку», заложив вместо крючка изогнутую нужным образом скрепку. Просто нужно немного поскрипеть черепушкой и всё получится
.
Конечно же, всех интересует результат столь долгих «мучений». И конечно же, он будет представлен чуть ниже, но к последователям есть определенные технологические наставления:
- раствор нужно замешивать достаточно жидкой консистенции. Это позволит, во-первых, получить хорошее обволакивание модели раствором. Во-вторых, получить поверхность полуформы менее пористую. Сравните
Фото 04, 05 и 06 и поймете, о чем это я. И всё это скажется на готовом изделии;
- НИКОГДА не забывать закон, который гласит о том, что техника безопасности пишется не идиотами, а кровью!!! Поэтому сначала думать
, а потом делать;
- разогреть свинец до температуры, которая позволит залить форму полностью, а не посадить, как говорят литейщики, «козла» уже на стадии заливки. Вот здесь в полной мере оправдывается название статьи.
После этого собрать полуформы в рабочее состояние (
Фото 12), залить (
Фото 13), дать остыть, разнять форму и посмотреть на полуфабрикат (
Фото 14).
Почему полуфабрикат? Помните, что ответил Огюст Роден своему ученику, который спросил его, в чём заключается искусство скульптора? Нужно взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее. У нас же задача гораздо проще – нужно взять кусачки и откусить ненужное, подработав оставшееся напильничком. Кстати, на правой нижней форме отливка специально сделана без выпоров и видно, как металл начал искать себе другой выход. В принципе, ничего смертельного, но доработки будет больше.
В итоге можно получить желаемое изделие (
Фото. 15).
Ну и, как говорится, финал-апофеоз: предвосхищая возможные вопросы, я вспомнил, что когда-то неплохо держал в руке карандаш, поэтому сделал небольшой чертежик того изделия, о котором я вещал выше (
Фото 16), с размерами, исходя из условия, что применяемый материал (оргстекло) будет толщиной 5 мм. Так что, если у кого-то будет тоньше, то нужно делать на это поправку, чтобы элементы конструкции в сборе явили собой изделие без зазоров и выступов.
Только что поймал себя на мысли, что нарушил старое правило – «Чтобы не было п…, пардон, трындежу, делать надо по чертежу». То бишь, сначала на глаз сделал разметку, порезал абы как, собрал невесть что, но в итоге получил то, что хотел, а уж потом сделал чертеж. Ну, бум считать, что был сделан эскизный проект, в результате которого родился рабочий чертеж для возможного употребления окружающей средой. Буду ли я впоследствии делать конструкцию опоки на основании своего же чертежа? Может быть… хотя, навряд ли… не наверняка…, но точно… если лень не одолеет
.
Но иногда ведь хочется, чтобы в изделии, как и в человеке, все было прекрасно. А для этого есть смысл повозиться…