Размышления о рыбалке: увлечение с приключениями

"В жизни, как на рыбалке: то клюет, то не клюет!"
В. Астафьев.

Я не мог не полюбить рыбалку. Просто потому, что родился в пригороде тогда еще Ленинграда, маленьком, застроенном на 90% деревянными домишками городке Красное Село. Кроме клуба, расположенного в помещении Свято- Троицкого собора на главной площади нашего городка, где показывали кинофильмы, да библиотеки (очень неплохой!), особых развлечений не было и мы, едва став более или менее самостоятельными, с 10-летнего возраста пропадали целыми днями на озерах или в лесу. Тогда никто слыхом не слыхивал о педофилах и маньяках, и родители совершенно безбоязненно отпускали нас и за грибами, и на рыбалку, не волнуясь, даже если мы пропадали дотемна.

Первые свои уроки я получил от старших друзей с переулка, методы обучения были весьма демократичны - подзатыльники и насмешки, но высокоэффективны! Я рано пристрастился к чтению, да и сейчас читаю много, а тогда, в детстве, В. Бианки, Пришвин, чуть позже Ю. Нагибин, Аксаков, Астафьев и, конечно же, кумир 60-х - 70-х "Папа Хэм" (Эрнест Хемингуэй) были любимыми авторами.

Старшеклассниками мы уже выбирались в самостоятельные дальние походы, с ночевками уезжали на электричках на Вуоксу. Ездили хоть и с удочками, но главными для нас были всё же гитары, песни у костра, "туманы и запах тайги". У спившегося флотского офицера по случаю задешево купили новенький костюм для подводной охоты, вскладчину - пневматическое ружье, и добывали коллективными усилиями щук и линей на Можайском озере. Бабульки из деревянных домов-развалюшек с удовольствием покупали свежую рыбу, отчаянно торгуясь, а мы имели летом и осенью стабильный доход "на кино, вино и домино".

К настоящей, серьезной рыбалке меня пристрастил тесть, Вячеслав Георгиевич, который сам был заядлым рыболовом и "рукастым" мастером по изготовлению всевозможных жерлиц, кружков, мережек, сам вязал сети - тогда такое браконьерство не считалось особо преступным. Только с ним я узнал, что такое настоящие уловы и крупная рыба. Мы ездили в основном на Лугу и Сумское водохранилище. По моей просьбе он с удовольствием брал на рыбалку моего друга с детских лет, тезку Николая.

Однажды по осени он пригласил нас в очередной раз на рыбалку на Сумское, поставив условие, что живцами обеспечиваем мы, в количестве не менее 250-300 штук. Вооружил нас бреднем, несколькими каннами под живцов и объяснил вкратце, где и как этих живцов добывать.

Погода была по-осеннему холодной, ночами температура приближалась к нулевой отметке и лезть в такую погоду в болотца на окраине Красного Села особого желания не было. Но на рыбалку хотелось больше! Поэтому, прихватив с собой "для сугреву", мы отправились на болотце добывать необходимого живца. Переоделись у болота в старенькие тренировочные штаны, одели теплые зимние тельняшки и, отчаянно матерясь, принялись прочесывать бреднем болото во всех направлениях. Стуча зубами, наполняли канны новыми и новыми карасиками, не считая, стараясь скорее закончить это дьявольское испытание, изредка выпивая по глотку водки для того, чтобы хоть как-то согреться.

А сколько это - 300 карасиков? Кто в состоянии на глаз определить, сколько их в каннах? И мы снова и снова лезли в воду, "тралили" вдоль и поперек чахлое, вонючее болотце! Наконец, в каннах карасей стало больше, чем воды, они по очереди всплывали и жадно хватали воздух. Ясно стало, что больше их в эти емкости не запихать, хоть умри и если карасей окажется меньше 300 - не наша вина - надо было дать большие по размеру канны или больше по количеству.

Назавтра тесть, едва заглянув в нержавеющие канны, вытаращил глаза и захохотал, вытирая выступившие слезы. По его словам, в каннах навскидку было не меньше пятисот (!!!) потенциальных щучьих обедов и ужинов! Но страдали мы не зря: тесть определил нам на Сумском, на самом впадении реки Сумы, "лицензионный" участок, выделил 25 якорных кружков, пожелал удачи и отвалил ставить свои. К позднему ужину мы с Колей выловили с полтора десятка щук разного размера, от 0.5 до 2.5кг, испытали массу новых для нас впечатлений, а адреналин капал из всех естественных отверстий! За двое суток рыбалки мы поймали с ним по два десятка щук, часть из них закоптили, счастью не было границ!

На Луге мы ловили весеннюю плотву, шершавую, очень приличных размеров (до 400гр) и довольно большими количествами. Причем мы ловили удочками, в браконьерские дела тестя нос не совали, сам он не слишком об этом распространялся, но подозреваю, что большую часть пойманной рыбы он продавал в свежем или позже в завяленном виде.

Коля, в свою очередь, приглашал меня на турбазу НИИ ТрансМаш на Отрадное озеро, он на четыре года раньше закончил институт, работал в этой конторе, посторонним попасть туда было невозможно, а рыбалка была там очень успешной. Потом и я закончил наш ВоенМех, работал на ПО "Кировский завод", развелся с первой женой и однажды в середине мая мы вдвоем, свободные и счастливые, заняли финский домик на турбазе и приступили к рыбалке на хорошо знакомом озере.

Мы не просто дружим с детских лет - мы долгое время жили в одном доме, закончили один институт, мне всегда ставили в пример золотого медалиста Колю, а о его порядочности и пунктуальности ходили легенды, впрочем, весьма справедливые. Коля категорически не умел готовить, а на турбазе рассчитывать в этом вопросе можно было только на самих себя. Заботы о готовке легли на меня, а Коля самоотверженно и добровольно взял на себя всю черновую работу. Мы наловили огромное количество плотвы и окуня, не самых крупных размеров, и к приезду приглашенных на выходные Любаши, с которой мы вместе работали, и ее подруги, приготовили "пятерную" уху.

Рецепт был изобретен нами из необходимости срочно использовать наловленную рыбу, поэтому, не мудрствуя, в огромной кастрюле я в марле отваривал героически вычищенную напарником и другом рыбу. Ту, что помельче, когда она вываривалась, вываливал в виде рыбьей кашицы местному облезлому и какому-то лишайному коту, вновь наполнял марлю - и так до тех пор, пока мелочь не закончилась. Затем загрузил картошку, морковку, пару луковиц, перец, соль по вкусу и опустил оставшуюся более крупную рыбу.

Уха прошла на ура! Искусанный комарами, пока чистил рыбью мелочь, Коля с большим удовольствием доедал на следующий день заливное и через много лет еще не раз вспоминал то наивное, бесшабашное и счастливое время. Для нас с Любашей, которая скоро стала моей женой, эта рыбалка была первой, она уже тогда подавала большие надежды, как терпеливая и понятливая рыбачка. Мы еще много раз ездили на эту турбазу и с семьей Коли, и по отдельности, уже вдвоем с Любашей. Это время было очень счастливым и запомнилось нам навсегда!

В 1989 наступило время перемен, промышленность встала, кризисы штормили российскую экономику, вернее, полное отсутствие всякой экономики, главным стало просто выжить, выдержать, пережить этот всероссийско-всесоюзный бардак! На одиннадцать лет мы забыли об отдыхе, увлечениях, удовольствиях. Им на смену пришла карточная система, работа за гроши, полная неопределенность и государственно-бандитский беспредел. Не хочу вспоминать это время, слава Богу, пережили, выжили, дождались некоторых улучшений.

В 2001 году потихоньку наладилась жизнь, появились возможности и отдыхать, и вспомнить о прежних увлечениях. Счастливая случайность подарила нам знакомство с турбазой "Алоль", которая до сих пор остается нашим "родным" и любимым местом отдыха. Мы с Любой увлеклись спиннинговой ловлей, лучшим отдыхом для нас стала рыбалка. Купили машину, возросла семейная мобильность, география рыбацких поездок значительно расширилась, от зимней скуки спасением стала подледная рыбалка, сначала на корюшку, потом и на окуня.

Еще одного родственника и очень близкого мне друга, брата Юру, не прилагая больших усилий, мне удалось увлечь спиннинговой ловлей. Он и раньше рыбачил, а в зимней рыбалке был намного опытнее меня, и я многому у него учился. Он и дачу купил на озере Врево в Лужском районе Ленинградской области исключительно для того, чтобы иметь возможность отдыхать и рыбачить. Первое, что он сделал после постройки "Фишингхауза" (так мы называем его скромный домик) - отдал нам с Любашей второй комплект ключей! О лучшем напарнике, таком же как моя жена, и мечтать не приходится!

Интересный случай был с нами на Ладоге зимой. В серьезный мороз мы приперлись за Кобону на окуня. Ветер еще больше усиливал холод, рыбаков на льду почти не было, только вдали виднелись машины отчаянных смельчаков, подъехавших на машинах прямо к месту ловли. Решив, что весь окунь там, мы отважно двинулись навстречу рыбацкому счастью!

Расстояние на льду обманчиво и до машин оказалось не много не мало - километров шесть! Вконец околевшие, с почти отмороженными щеками и носами, мы доскреблись до намеченного места и с непередаваемыми чувствами узнали, что окуня здесь нет, люди с ночи поставили снасти на налима, лед метровой толщины, ножи на ледобурах садятся на второй лунке... Колотить тебя горбатить!!! В эту зиму мы больше на окуня не ездили...

Чего только не приходилось на нашу нелегкую рыбацкую долю! Попадали в шторм, блуждали в тумане, едва находя дорогу к машине, мерзли и мокли - да что, мы одни что ли? Кто из рыболовов не испытывал этого набора непогодных "радостей"? Это - часть нашего увлечения, как перец, добавляет остроты ощущений!

Теперь рыбалка, а конкретно, спиннинг - пожизненное увлечение, страсть, как для многих карточные игры или "однорукие бандиты"! Тот же адреналин, тот же азарт! Как бы много времени не отнимала "осознанная необходимость" - работа, как бы не усложняли бытие и без того не очень легкое, различные форс-мажорные обстоятельства, рыбалка - огромная часть нашей жизни и без нее уже не прожить!

Нам всегда везло на знакомство с необычными и очень интересными людьми. Почти на каждой из продолжительных рыбалок мы умудрялись подружиться с кем-то из соседей-рыболовов, а встречаясь с ними вновь, радовались и общались, как со старыми, хорошими друзьями. Однажды в "Алоли" я спросил у старого знакомого Сергея из Москвы об одном заинтересовавшем меня рыбаке, кто такой, откуда? Сергей ответил, что это очень опытный спиннингист, знающий и удачливый "спец", и что зовут его Саша Граф. Он серьезно болел и теперь потихоньку восстанавливается после болезни.

Я сразу заметил какую-то осторожную неторопливость этого симпатичного, харизматичного рыболова, но решил, что это просто особенность темперамента, по его продолжительным и достаточно результативным рыбалкам, а также неблизким передвижениям на веслах трудно было предположить его небогатырское здоровье. Сергей обещал вечером познакомить нас, на том и разошлись.

После вечерней рыбалки и ужина мы встретили Сергея на прогулке вместе с Александром - очень удачно для знакомства, фамилии не назывались, да и к чему? Поэтому вполне естественно, что я решил, что Граф - это прозвище, тем более некий аристократизм в манерах нового знакомого так и просил этот аристократизм как-то отметить, хотя бы прозвищем. Общение было приятным, темы - обычными среди рыбаков, очень быстро перешли на "ты" и даже договорились утром встретиться у лодок и вместе порыбачить.

Рыбалка была интересной и удачной. Довольные, мы вернулись на лодочную станцию, а прощаясь, я шутя поблагодарил Сашу: "Спасибо, Ваше Сиятельство, за приятное общество и прекрасную рыбалку, очень рад нашему знакомству!" Саша поднял бровь: "Это что, подначка?" Я опешил: "Бог с тобой, Саша! Я просто пошутил, обыграл твое необычное прозвище. Извини, если шутка не удалась, совершенно не желал тебя обидеть или задеть!" Саша захохотал: "Вот оно что! Так Граф - это фамилия, друг мой!" Я тоже засмеялся: "Так тем более, я всё-таки прав!"

Нам оставалось всего пара дней до отъезда, Саша хотел познакомить меня и Любашу со своей женой. На вечерней, по традиции, прогулке он несколько церемонно нас представил супруге. Она с непонятным удивлением посмотрела на меня и произнесла: "Так это вы Коля Питерский? Я-то подумала, что вы из "бандосов", а вы - вполне нормальный, приличный человек!" Хохотали все! И такие знакомства, и замечательные люди, и природа, и сопутствующие приключения - всему этому мы тоже обязаны рыбалке!

Да, рыбалка - это тоже жизнь в миниатюре: те же радости и огорчения, те же находки и потери, маленькие открытия и большие удачи! У какого-то рыбачка я видел футболку с надписью: "Болен рыбалкой, от лечения отказываюсь!" Я под этими словами, пожалуй, подпишусь!