Не за горами окончание очередного сезона открытой воды, а значит, самое время подвести его итоги. Тем более что в межсезонье, в ожидании первого льда, всегда тянет на рассуждения и философские вопросы. Правда, результаты этих рассуждений получаются довольно грустными.
«Не стало рыбы!» - такой короткой фразой недавно поприветствовал меня коллега по работе Анатолий Васильевич. Это было утро понедельника, и Василич одним метким предложением охарактеризовал неутешительные результаты наших рыбалок в минувшие выходные. Да я и сам не впервые задумался о том, что рыбы в наших водоемах становится меньше год от года.
Конечно, главная причина оскудения рыбных запасов в нашей местности – это низкий весенний паводок на Волге в последние несколько лет. Причем такая проблема маловодья коснулась не только водохранилищ Волго-Камского каскада, но и других водоемов, к примеру, реку Дон и Цимлянское водохранилище. Однако пойменные водоемы в низовьях Волги от недостаточного паводка страдают особенно сильно. Некоторые из них, лишившись сезонной подпитки волжской водой, вообще перестали существовать, другие находятся на грани пересыхания. Понятно, что и рыбы в таких озерах практически не стало, а та, что осталась, при низком уровне воды обречена на гибель зимой.
Рядом с нашим поселком Светлый Яр есть озеро с поэтичным названием Татьянка. При достаточном уровне весеннего паводка в прошлые годы оно пополнялось водой, которой хватало не только для комфортного обитания многих видов рыб, но и для полива участков дачного массива, расположенного поблизости. С грустью вспоминаю, что когда-то в этом озере можно было наловить крупных карасей на поплавочную удочку, щук и окуней на спиннинг. Но в последние годы Татьянка пересохла полностью, и лишь глубокие трещины на месте бывшего озера напоминают о том, что здесь когда-то была вода.
Такая ситуация, которую иначе, как рыболовным апокалипсисом, назвать просто нельзя, наблюдается не только у нас, но и в соседней Астраханской области. Мы убедились в этом, когда недавно в компании с Анатолием Васильевичем совершили небольшой вояж по пойменным водоемам. От границ Волгоградской области мы углубились в астраханские земли километров на 150, по пути проверяя все известные Василичу озера и ерики на предмет пригодности к рыбалке. Но увы, катастрофически низкий уровень воды на всех водоемах не оставлял никаких шансов на улов – рыбы в этих озерах, из-за маловодья превратившихся в лужи, просто не было.
На Волге, конечно, ситуация немного лучше, и, если знать заветные места, вполне можно рассчитывать на улов. В начале сезона мы оторвались в ловле карася, к середине лета переключились на леща. Правда, если карась в этом году радовал и размером, и количеством, то вот лещ немного озадачил. Он продолжал исправно ловиться на разведанных ранее местах, однако даже по сравнению с прошлым годом стал гораздо мельче. Если летом прошлого года нам регулярно попадались на фидер лещи по 1.5-2 килограмма, то в этом сезоне только пара рыб дотянула до максимальной отметки в 1.3кг Крупнее рыбы просто не было.
Также, по сравнению с прошлым годом, в разы меньше стало в уловах голавля, не баловал поклевками сазан. А вместо густеры, которая раньше составляла большую часть улова при ловле бортовыми снастями с лодки, стала господствовать сопа, что озадачивало многих рыболовов. При этом я не могу сказать, что рыболовный прессинг стал заметно больше. Скорее всего, сказываются результаты недостаточного паводка не только этого, но и предыдущих годов, когда рыба не получала возможности для полноценного нереста, и большая часть выметанной икры просто пропадала…
«Где ж мы рыбачить теперь будем, если на знакомых местах рыбы не стало?» - в продолжение начатого разговора спросил меня в то памятное утро понедельника Анатолий Васильевич, озадачившись риторическим для многих рыболовов вопросом.
«Так на платник в рыборазводное хозяйство поедем!» - отшутился я. – «Пятьсот рублей платишь – пять килограммов карпа твои!». Василич мое полушутливое предложение не поддержал. Но, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки, остальное – правда. И многие рыболовы вольно или невольно выбирают платную рыбалку на окультуренных и зарыбленных водоемах.
И действительно, устав от бесклевья в проверенных и некогда рыбных местах, так и тянет забуриться на платник и там отвести душу в ловле сытой и сильной рыбы, пусть и прикормленной щедрым хозяином. Сам я пока еще ни разу не посещал платные водоемы, но думаю, что такой момент тоже не за горами, и кощунственные мысли посещают всё чаще.
Ведь, чего греха таить, все мы любим общение с природой, свежий воздух, родные пейзажи, и всеми этими радостями наполнен каждый выход на водоем, не зависимо от улова. Но если одна, вторая, третья рыбалка подряд оказывается пролетной, то тут уже ни пейзажи тебя не радуют, ни свежий воздух не кажется сладким!.. Созерцание поклевки, живое сопротивление подсеченной рыбы на чуткой снасти, азартные минуты борьбы с достойным соперником – вот что по-настоящему радует рыболова и делает рыбалку именно рыбалкой, а не пассивным отдыхом у воды с удочкой в руках. Вот только как сохранить эту радость общедоступной, чтобы она не зависела от толщины кошелька рыболова?..
Некоторые рыбаки находят выход, оборудуя себе небольшие пруды во дворе частного дома или на дачных участках. Так поступила и одна моя хорошая знакомая Лидия Федоровна Бородина. Вместе с мужем они живут в доме на берегу Волго-Донского канала, держат стадо дойных коров. А еще оборудовали себе пруд – небольшой, но глубокий. Запустили в него карасей, карпов, линей, щук и даже сомов. Иногда подкачивают в прудок воду. А когда хочется свежей рыбки, Лидия Федоровна берет удочку, становится на мосток и рыбачит. Красота просто! Жаль, что позволить себе собственный водоем могут далеко не все…
А раз каждому рыболову по пруду не выкопаешь, давно пора нам озаботиться сохранением рыбных запасов в водоемах общего пользования. Я всегда с радостью читаю новостные заметки о том, что тот или иной водоем пополнился молодью рыб. Отрадно, что такая работа в разных регионах страны все-таки ведется, жаль только, что ее масштабов явно недостаточно для того, чтобы вовремя восполнять так стремительно истощающиеся рыбные запасы.
Наверное, я в какой-то мере идеалист, и мечтаю о несбыточном, но все же однажды посетившую меня мысль осмелюсь высказать. Недавно на одном рыболовном телеканале смотрел передачу о большой рыболовной выставке, проходившей в Европе. На ней, как водится, были показаны самые прогрессивные разработки для рыбалки: удочки, спиннинги, катушки, приманки, прикормки. Деньги на всю эту рыболовную индустрию, на рекламу произведенных товаров тратятся просто огромные. Так почему бы ведущим производителям рыболовных товаров не начать вкладывать средства не только в рекламу, но и в зарыбление водоемов общего пользования?!
Думаю, что если бы с каждой проданной рыболовной приманки, удочки или катушки шли хотя бы мизерные отчисления в специально созданный фонд, то проблема зарыбления водоемов и сохранения рыбных запасов не стояла бы так остро. И пока это всего лишь смело высказанная идея, я более чем уверен, что со временем ведущие производители товаров для рыбалки сами придут к необходимости ее реализации. Потому что, если рыболовный апокалипсис все же случится, и рыбы в водоемах общего пользования не станет, то кто и зачем тогда будет покупать эти ненужные рыболовные товары?..
Виталий Волков,
р.п. Светлый Яр Волгоградской обл.