Старенький «Ленинградский» бур в моём зимнем арсенале находится с 1992 года. Правда, последние пять лет пользуюсь в основном 150-миллиметровой «Мора Спирален», поскольку для «хычника»
такой диаметр всё же удобнее.
Но уже к тому времени бур начал сдавать. Я даже не имею в виду очередные замененные ножи и начисто сорванный болт под барашек.
Мало того, что по-чёрному разболтались отверстия под болты в шарнире,
так ещё и явно слабый шнек из тонкого металла деформировался, а в верхней части так и просто оторвался.
Топорность исполнения - вообще отдельная тема. Шаг у штатного шнека, ИМХО, вели́к, и с выбросом шуги из лунки при сверлении он справляется плохо. Ножи оригинальной конструкции под «ленинградцев» того времени не найдёшь (а я искал, поверьте), к счастью, подходят ножи от «Барнаула». Приобрёл такие на 130-й диаметр, так как не поклонник уменьшенных до размера свёрл шнеков.
Начал реанимацию с шарнира. Этот узел – вообще болезнь «ленинградцев»,
гораздо менее конструктивно прочный у «Моры» за всё время работы – как новый.
Решил пока далеко не копать, после тотальной зачистки бура от старой краски усилил штатный приваркой к изнанке пластины толщиной пять миллиметров. Из металла такой же толщины выштамповал прижимную пластину и заменил болты на больший диаметр, предварительно рассверлив расшатанные отверстия.
Заглушки в нижней и верхней штанге заштифтованы, их установил уже давно для большей жёсткости трубок. Вварил новый болт под барашек (термообработанный, варится хуже, но для фиксации достаточно).
Следующей и самой сложной частью Марлезонского балета
было изготовление шнека. Взял листовую сталь 3 толщиной 2 миллиметра, из неё вырезал диски с отверстием. Диаметры диска и отверстия подбирал опытным путём с помощью шаблона из ватмана. Он разрезается по линии радиуса и растягивается вдоль нижней штанги на желаемую величину шага (у меня 100 миллиметров).
Соответственно подбирается и диаметр центрального отверстия, он должен быть больше диаметра нижней штанги и плотно прилегать к ней при растяжении на величину желаемого шага. Внешний диаметр также делается меньше диаметра ножей для предотвращения закусывания при сверлении, всё-таки не станок сверлит!
Всего на свой шнек я вырезал четыре диска, разрезал болгаркой по радиусу и немного развёл в тисках на шаг где-то 30-40 миллиметров, чтобы можно было проварить стык. Разделку делал одностороннюю, сварка и дальнейшая приварка к штанге проводилась на полуавтомате проволокой с обеих сторон (спасибо соседу авторемонтнику!).
Сваренная таким образом заготовка шнека была надета на штангу, и начались мытарства с растяжением.
Использовал несколько пар больших деревянных клиньев и кувалду. Растяжение проводил до плотного соприкосновения центрального отверстия шнека со штангой.
В качестве промежуточной операции нижний виток был приварен к ножевой головке и после корректировки шага прихвачен на паре витков, так как без этого он начинает «играть», и процесс становится бесконечным.
Для вытяжки верхнего витка воспользовался простым самодельным натяжителем, закрепив его к верхнему витку болтом, затем отверстие было заварено.
Приварка шнека к штанге проводилась сплошным швом. Дальнейшую обработку сварных швов выполнил борфрезами обычной дрелью, острые кромки притуплены, шнек в сборе зачищен крацовкой.
Ну и последний штрих – грунтовка и окраска в яркий цвет автомобильными лакокрасочными материалами.
P.S. Кто-то скажет, делать, мол, нечего,
купил бы «Барнаул», и было бы счастье. На это я скажу: выбрасывать работоспособную вещь не захотел, шнек сделал для себя «в плепорцию» и конструкцию усовершенствовал, да и силы свои попробовал. Получилось, доволен, как слон, и уже протестировал.
Рыбалка, в отличие от бура, не порадовала.
Всем НХНЧ и творческих успехов!