Через шиверы и водопады к Белому морю! Поймать треску!

Карелия Севера. Путь к Белому морю. Часть 3.

Дата рыбалки: 17.08.15Пойманная рыба:  Треска, ЩукаСпособы ловли:  Блеснение, Отвесное блеснение, Поплавок,

Пилькер

Червь морской

Продолжаю свой рассказ о Северной Карелии. Позади шесть дней путешествия, которые были описаны мною в предыдущих двух рассказах. После того, как мы с другом прошли озеро Морозово, ложась спать, мы твёрдо решили на следующий день во что бы то ни стало добраться до Сонострова, то есть до Белого моря!

К Сонострову по Сонреке через Сонвыг. К Белому морю!

День выдался пасмурный, но дождя не было. Собрали свои вещи, навели за собой порядок на стоянке, погрузились на байдарку и пошли дальше по загадочной Сонреке. Прошли около трехсот метров, и пришлось вылезать. Впереди была очередная разрушенная плотина. В памяти ещё оставалась «наша» шивера, поэтому с разгончика данную плотину брать не стали, решили обнести. К тому же, когда обносили, заметили торчащие из брёвен гвоздики длиной около 20 сантиметров. Уже приноровившись к обносам, справились довольно быстро, но, проплыв ещё сто метров, упёрлись в ещё одну плотину. Опять обнесли.

Вдалеке увидели широкую протоку, как позже оказалось, озеро Сонвыг. Мы не смогли удержаться и решили заняться здесь серьёзным блеснением. Ловили около полутора часов. Я попробовал покидать колебалку, джиг и микроджиг. Скажу честно, успехов не было, кроме одной сорвавшейся поклёвки. Видимо, рыбе привычнее, когда у меня в руках поплавочка! Друг, всегда ловящий только на спиннинг, притянул к себе удачу и вытащил двух щучек. Первая около полутора килограммов, вторая грамм 200, благополучно отпущенная.

Прошли ещё с километр. Стали показываться отчётливые тропы, мы приближались к Сонострову. Впереди снова стал слышен рёв воды. Нас ждал самый длинный и сложный порог Сонреки, местная достопримечательность. В длину он около 400 метров, с тремя поворотами и трёхметровым водопадом на середине дистанции. Зрелище, прямо скажу, завораживающее! Когда смотришь в пучину низвергающейся воды, то полностью теряешь ощущение времени. Кажется, что можно простоять здесь вечность.

Но только не нам! У нас билет на поезд на 19 августа, и нам ещё по морю около сорока километров идти... После водопада прошли ещё с километр и вдруг увидели мост. Перед нами была деревня Соностров и долгожданное Белое море!

Ждем у моря погоды. Деревня в два дома и карельские мидии.

К своему удивлению, мы увидели, что единственная обустроенная стоянка уже занята. На ней стояла палатка. Дойдя до жилого дома, встретили местную женщину, возвращавшуюся из леса с внуками. От неё узнали, что в деревне осталось всего два дома. На соседнем острове Тонисоар расположено мидиевое хозяйство (называется ЗАО «Марипродукт»). Кстати, ведро мидий у них 500 рублей стоит.

В деревне есть местная турбаза. Рыбалка у Сонострова разрешена, но нужно спросить разрешение у местных промысловиков. Мой друг, когда ему указали на виднеющийся на расстоянии 500 метров Соностров, загорелся дойти до него и остановиться там, однако нас постигло то, чего мы даже в мыслях не предполагали, проходя все перипетии. На море был шторм! И это за четыре дня до поезда.

Мы остановились на том месте, где встретили палатку. Как позже оказалось, палатка принадлежала двум водникам из Жуковского, деду Юрию и его внуку лет десяти. Представьте, каково было наше удивление, когда они рассказали, что прошли наш маршрут, немного видоизменив его начало, притом что у них была каркасная байдарка, где достаточно одной дырочки, чтобы пойти на дно.

Обустроив своё место у стоянки, мы прогулялись по окрестностям. Картина, правда, была достаточно мрачная: серая вода, свинцовое небо, тусклые серые камни, погоревшие и пожухлые сосны. Друг, несмотря на погоду, искупался!

Ближе к вечеру встретили Сергея, мужа той самой женщины, которая нам рассказала о Сонострове. Договорились о том, что он закинет нас на своём катере на пристань в Чупе, когда закончится шторм, вместе с дедом и его внуком. Всё было решено! Оставалось ждать у моря погоды...

Штормит. Уха сбежала. Нервы начинают пошаливать…

На следующий день прогулялись по окрестностям в сторону озера Нижнее Попово. По пути попробовали половить треску с берега. Или хотя бы кого-нибудь, но никто не клюнул. Нагулявшись до потери пульса, уставшие, вечером вернулись обратно.

Друг занялся приготовлением пойманной днём ранее щуки. Он решил удивить меня ухой, которую взялся готовить из головы и хвоста рыбы, добавив туда пшено. Ветер на стоянке был довольно сильный, поэтому уха готовилась около двух часов.

Наконец-то наши руки уже начали тянуться к котелку, как вдруг наша уха, съехав с палки, под дружное: «Б... ь!» вся ушла в костёр. Уже в палатке мы ели редкостную гадость – пшённую кашу со вкусом рыбы и рыбными косточками. Благо что нас ждал приятный десерт в виде запечённой в фольге щуки на углях. Приготовленная таким образом она даже немного напомнила скумбрию горячего копчения.

Проснувшись утром, решили половить в Сонреке. Я решил оставить спиннинг в палатке и взял свою любимую классическую поплавочную удочку и изюм. Ловили до самого обеда. Ни одной поклёвки. Ни у меня, ни у друга. Дед Юрий сказал, что и у них с клёвом было достаточно печально на протяжении всего маршрута.

Прошёл ещё один день. Нервы стали пошаливать. Скоро уже поезд, а шторм всё не заканчивается.

Выходим в Белое море! В предвкушении рыбалки.

Проснувшись утром 16 августа, мы встретили Сергея, который сообщил, что отходим сегодня в 15 часов. Сразу начали укладывать вещи. В нужное время были уже на катере. Всего нас было шестеро: я с другом, Сергей, дед с внуком и ещё один местный мальчишка.

Набрав ход, катер довольно быстро вышел в открытое море и, хотя я себя не причисляю к людям, которые боятся холода, пришлось укутаться в бушлат. Ветер дул такой, что было полное ощущение, будто он гуляет прямо в голове. Около 17 часов мы вышли на пристани у деревни Нижняя Пулонга, что находится в Чупинской губе.

Катер пошёл дальше, а мы с другом решили сразу же надуть нашу байдарку и, набрав воды в реке Пулонге, отправились к противоположному берегу губы, чтобы подыскать место для стоянки.

Надо сказать, что в выходной день, а мы там оказались как раз в воскресенье, губа Чупа представляет собой своеобразный Невский проспект, где как в одну, так и в другую сторону гоняют катера, буксиры, байдарки, куча рыбацких лодок.

Мы нашли небольшой остров примерно в двух километрах от Нижней Пулонги. Наш поезд был через два дня, поэтому следующий день мы решили полностью посвятить рыбалке! Ещё на закате мой друг вытащил из своего рюкзака лопату и, сделав черенок, мы пошли копать пескожила – морского червя. Спать легли поздно. Зато с полной уверенностью, что завтра будет хороший клёв!

За треской с пескожилом, пилькером и поплавочкой

Встали в шесть утра. Над гладью воды гулял довольно сильный ветерок. Отошли на километр от нашего острова и стали ловить треску. Друг на пилькер, а я на поплавочку с пескожилом.

Прошло три часа. Не было ни одной поклёвки. И тут мы заметили, что вдалеке прямо к нашему острову приближается какая-то лодка... Прочитав достаточно много информации о воровстве вблизи местных деревень, мы развили крейсерскую скорость, идя против ветра. Подойдя к лодке довольно близко, мы поняли, что это не наш остров: «П... ц!» - это всё, что мы сказали. А два мужика в лодке, поставив сеть, благополучно ушли обратно.

К этому времени нам почему-то надоело ловить рыбу, и мы решили пообедать. Все, наверное, хорошо знают поговорку: «После сытного обеда по закону Архимеда полагается поспать!» Именно по этой уважительной причине я плюнул на рыбалку и пошёл в палатку. В отличие от друга, решившего поплавать.

Где-то через час я слышу крик: «Подъём...» Встаю. Друг показал три пойманные трески, грамм на 300-500. Я схватил удочку, поставил пилькер и первым же забросом его оторвал. Дальше ловили на спиннинг друга. Через каждые 30-40 секунд шла поклёвка. Мы вытаскивали одну рыбину за другой. Поочерёдно.

Выловив достаточно трески, чтобы наесться, мы стали отпускать пойманную рыбу. Через полчаса друг оборвал свой второй пилькер, как раз в том самом месте, где это сделал я. С недовольными минами (особенно друг) мы пошли к берегу. Дальше была уха и запеченная на углях рыба, по вкусу не сравнимая ни с какой другой!

Завершение нашей карельской авантюры

На следующий день, 18 августа, мы прошли 15 километров по Чупинской губе и к 18 часам добрались до деревни Чупа. У причала, высадившись на берег, вдруг встретили деда Юрия с внуком. Они нас угостили выловленными неподалёку мидиями.

В 23:00 подошли к железнодорожной станции. Друг предложил приготовить мидии. Поэтому, свернув в лес, мы в последний раз в этом походе промочили ноги. Скажу честно, мидии я есть не стал, потому что слизняк слизняком. Друг попробовал, сказал, что похоже на нежную курицу.

19 августа в три часа утра мы сели в поезд «Арктика». Наше путешествие по Северной Карелии завершилось. Может, и не слишком удачное, особенно в плане рыбалки, так как осталось некоторое неудовлетворение в этом плане, зато практичное. Опыта у нас прибавилось много, ведь в такую авантюру мы ходили в первый раз!

Начало рассказа:
Карелия Севера. Путь к Белому морю. Часть 1.
Карелия Севера. Путь к Белому морю. Часть 2.
За щукой по карельским озерам
Между сырым аквилоном и кирпичомСоностров.
В этих плоских краях то и хранит от фальши...
Ловля трески в Карелии
Где ловить треску в Белом море