Повторение пройденного. Черный лёд и полынья.

Повторение пройденного

Пойманная рыба:  Щука, НалимСпособы ловли:  Ловля на жерлицы, Со льдаПриманки: Живец
Живёшь свой век Фомой неверующим, а потом случай выворачивает сознание наизнанку, и ты задумываешься, а может, в самом деле есть то, что нас ведёт по жизни, удерживает и направляет, подталкивает и спасает... Что-то или кто-то.

В этом году у меня не было попутчика на весеннюю рыбалку, и я, скрепя сердце, обратился к Гене, из-под влияния которого вышел ещё в 2009 году и ходил в походы отдельно от него. Гена согласился взять меня на определённых условиях: в поезде едем вместе, в машине от Кеми до моста через речку Кузёму вместе, и так во всём, кроме питания. Нюансом последних поездок Гены были сроки. Раньше он отъезжал на рыбалку в первую неделю апреля, а теперь дата отъезда – начало третьей недели. В этом были свои плюсы, но о них позднее.

Поезд пришёл в Кемь без опозданий, мы выгрузились, и практически сразу подъехал Виктор, местный житель, который из года в год возит нас на своей автомашине с кунгом до моста через реку Кузёму. Мы сложили внутрь вещи, успели отовариться в продуктовом ларьке, и в двенадцатом часу ночи тронулись в путь.

Погода была по-весеннему тёплая – ни сугробов, ни луж, и, что самое интересное, температура около нуля. Мы особо не задумывались о том, на что это повлияет, но километра за три до моста при попытке пройти кратчайшим путём к землянке у губы, буквально в десяти шагах от шоссе, в лесу наткнулись на открытую воду. Снега не было вообще! Но Виктор нас успокоил, мол, не волнуйтесь, ребята, лёд на месте, а Нижнее Кумозеро как было Карельской Сибирью, так ею и остаётся.

Подъехали к мосту. Как обычно, открытая вода простиралась метров на тридцать от сброса, а дальше лёд. Я хоть не любитель лыж, но быстро, вместе со всеми, их надел, и мы, попрощавшись с Виктором, пошли в темноту, бодро таща за собою санки с укладками. Генка со свойственной ему энергией рванул вперёд, следом за ним ушёл Димон с братом, я немного отстал, а Валера вообще не спешил – у него навигатор.

Спустя два часа, изрядно покрутившись возле левого берега озера и уже сбившись в кучу, мы достали карту озера и при свете налобных фонарей искали, куда идти. Сориентировавшись, Гена опять рванул вперёд, ушли и братья, и невесть откуда вынырнувший Валера. Я спокойно последовал за ними, благо и наст держал, и отчётливо была видна лыжня.

Дело в том, что их стоянка интересовала меня меньше всего, а на старой, уже проверенной временем, у меня был прикопан ящик со снастями и пешней, ведро под рыбу, одноконфорочная газовая плитка, новые баллоны к которой я вёз с собой. Так или иначе, я должен был их достать, чтобы использовать на рыбалке. И уже там, на месте, определиться, забирать их окончательно домой или опять закопать для последующих походов.

Заворачивая к берегу, я наткнулся на двойной лёд, верхний слой которого треснул, и плеснула вода. Санки вертанулись, укладка макнулась в лужу, и, пока я переворачивал санки на полозья, изрядно намокла. Теперь мне придется вещи сушить, а догонять попутчиков буду уже не раньше понедельника. Это было в четыре утра 17 апреля 2011 года, в воскресенье.

По обыкновению, мы, приходя в домик под утро воскресенья, пили чай, распаковывали и развешивали вещи, и, не ложась спать, бежали на лёд ловить живца, чтобы уже на следующий день можно было надеяться на поимку рыбы. Я не стал изменять привычке: протопил печь, вывесил сушиться подмокшие тряпки, укладку, а когда совсем рассвело, откопал свой ящик, плитку, сварганил чаю и только часам к 10 выдвинулся с буром и удочкой на лёд. Зная, какой он обычно толстый, захватил только три жерлицы, не надеясь пробурить больше пяти-шести лунок.

Уже выйдя на лёд, я обратил внимание на темневшие на его поверхности пятна воды. Места, где эти пятна были как-то особенно темны, я тщательно обходил. Вообще, постоянное нахождение на лыжах напрягает, и, находясь у лунок, стараешься обходиться без лыж.

Придя к обычному месту ловли живца, я по привычке скинул лыжи и встал удобно, чтобы бурить лунку. Оказалось, что мне потребовалось всего четыре оборота бура во льду, чтобы образовалась лунка. Лёд был неимоверно тонок – на взгляд всего пять-семь сантиметров, и более того, его структура изменилась. Я опешил и стремительно рванул к лыжам, надел их и в дальнейшем, какие бы неудобства ни испытывал, находясь на льду, их не снимал. Вот какой существенный плюс привлекает Гену – сравнительно тонкий лёд!

О структуре льда поясню отдельно. Зимой, когда буришь лунку, «стружки» льда, вырезанные ножами бура, поднимаются вверх и осыпаются по краям лунки, прямо как мука. Ближе к весне лёд представляет собой как бы карандаши или сосульки, стоящие вертикально и спаянные между собою морозом. Когда буришь такой лёд, они выскакивают из лунки россыпью, легко отрываясь друг от друга. Именно так вываливались палочки льда и в этот раз.

Это обстоятельство повергло в шок, ведь мне предстояло каким-то образом преодолеть ещё порядка трёх-четырёх километров, чтобы догнать своих попутчиков. И как это сделать, не провалившись на тонком льду, было для меня загадкой. Тем не менее, рыбалка шла своим чередом: я ловил живца, ставил поблизости от выхода к домику жерлицы, ловил щук и налимов, спилил пару сухих ёлок, наколол дров, пополняя истраченный запас в домике. И только на земле я был без лыж.

Поймав за три дня шесть щук и пять налимов, я всё же не стал испытывать судьбу и, прикопав ведро и плитку в надежде вернуться к ним в другой раз, выдвинулся к речке, туда, где обычно мы выходили из озера, чтобы попасть через лес к шоссе. Холод меня не пугал, ночи стояли откровенно тёплые, днём было также тепло, хотя солнце появлялось на небе нечасто. Всего пару раз был мороз.

Я расположился на мысике, костёр развёл меж камней, а на ночь стелил в ложбинке полиэтиленовую плёнку, сверху раскладывал свою куртку и штаны, потом спальный мешок. Залезал в него я одетым в термобельё, а укрывался пуховым одеялом. За неделю осадков не было, так что ничего ночью меня не тревожило. Правда, в качестве грелки я брал бутылку с горячей водой, но особой надобности в ней не испытывал.

В пятницу, 22 апреля 2011 года, меня посетила делегация от попутчиков. Возмущённые моим отсутствием, а в большей степени отсутствием ликёра, что я взял с собою в Кеми, они по тропе пришли ко мне и по-дружески укоряли, настаивая на присоединении к ним. Я угостил их ликёром и пообещал прийти в лагерь в самое ближайшее время, хотя втайне подумывал уйти на шоссе через лес сразу после Пасхи, которая выпала в том году на воскресенье, 24 апреля. Рыбалка с угрозой провалиться под лёд не привлекала, живец ловился слабо, да и сама поимка рыбы не особо радовала – везти её домой нужды не было.

Праздничное утро выдалось облачным, хотя и тёплым. А солнце впервые появилось на небе только после того, как я пришёл в лагерь попутчиков. Сам переход занял около двух часов и стоил мне потери нервов при каждом потрескивании во время обходов совершенно прозрачных, чёрных участков льда, где запросто можно было провалиться, будь я не на лыжах. Но я провалился уже перед землянкой, у самого берега, на мелководье, а поскольку был в резиновых сапогах, то ноги не замочил. Укладка к тому времени была на берегу, в кустах – её я перекидывал по частям, чтобы закинуть на берег облегчённую.

Место в землянке было в самом углу, откуда выбираться ночью по нужде было бы проблемно, поэтому я снова спал на земле, в ложбинке. В отличие от моих попутчиков, заготовкой рыбы я не занимался, а пойманных ранее в устье щук и налимов пустил на угощение – сделал рыбные котлеты в томатной подливе. Нужно же было как-то загладить своё неоправданное отсутствие в коллективе, а чем это сделать, как не вкусной едой.

Несмотря на праздничный день, все ребята были заняты рыбалкой. Моё участие в готовке пищи было необязательным, поскольку я питался отдельно, но на котлеты налетели все. С особым удовольствием был принят и ликёр. Обед кончился, и опять все разбежались по своим делянкам, туда, где они ставили жерлицы. Одному мне заняться было нечем.

В таком же ключе прошёл и понедельник. Ребята с недоумением глядели на меня и спрашивали, почему я не ловлю, но я категорически заявлял, что на таком тонком льду ловить опасно.

Во вторник я израсходовал последние тушки пойманных мною щук, опять накрутил котлет, и в обед они под ликёр со спиртом с удовольствием были съедены нашей компанией. Я вновь услышал упрёки в праздном времяпрепровождении и, к своему теперешнему удивлению, решился пойти на ближайшую делянку Гены и половить хотя бы окуня. При этом посчитал, что лёд достаточно крепок, чтобы удержать меня и без лыж.

Прошёл я почти половину расстояния до острова, возле которого, на мой взгляд, должна была быть рыба, когда при очередном шаге правая нога в сапоге, совершенно не почувствовав никакого препятствия, ушла в воду. Следом всей массой ввалился в полынью, образованную падением, и я. Собственно, полыньи не было, был просто чёрный лёд, на котором сохранился рисунок следа лыж. Бур полетел из левой руки на лёд и не провалился, а ведро упало справа.

Падение было так неожиданно, что только что возникший за обедом хмель вылетел мгновенно. Вместе с ним улетучились и все знания, которыми должны обладать рыбаки: что нужно повернуться лицом к полынье, расставить руки и попытаться спиной навалиться на край льда. Как только это удастся, поворачиваться, перекатываясь по льду в таком распластанном виде до относительно твёрдого льда, где уже можно будет встать на четвереньки, потом на ноги, и так далее.

Накатил какой-то необузданный, всепоглощающий тяжёлый страх, усугубляемый пониманием того, что все ребята разошлись по своим местам и никого, кто мог бы мне помочь, просто нет поблизости. Тем не менее, я вытянул руки вперёд, одновременно отмечая то, что при попытке опереться ими на лёд он крошится и к тому же нещадно режет костяшки пальцев. Одновременно на противоположную сторону полыньи я вытянул ноги в сапогах, и только живот и средняя часть тела оставались в воде. Никаких сил перевернуться на бок или перекатиться в сторону у меня не было.

Я орал, орал до одури, отчётливо понимая, что прийти на помощь некому, что скоро мышцы ослабнут, и я вынужден буду опустить ноги, в сапоги нальётся вода, окровавленные, застывшие руки безвольно повиснут, и чёрная бездна поглотит моё ослабленное тело. И я снова орал до хрипоты, надеясь на то, что Гена, ушедший в эту же сторону, услышит мои крики, уходящие в воду, и спасёт меня. Подняв голову, которая тоже тянула вниз, я мог видеть поверхность льда на каком-то расстоянии, и когда спустя минут пять-семь после моего падения там замелькали лыжи Гены, я постепенно успокоился и орал уже по инерции.

Гена прибежал и в свойственной ему манере сначала поиздевался надо мною, спросив о желании жить и о нежелании умирать, об оплате его бесценной услуги по спасению, но я был готов отдать ему всё, что ни попросит. Понимая, что спасение близко, я опустил ноги в сапогах в воду, а когда Гена кинул мне санки, уцепился за них обеими руками. Гена потянул за верёвку и вытащил меня наполовину из полыньи. Оставалось только закинуть ногу на лёд, что я и сделал после третьей попытки.

«Куда ползти?» - прохрипел я. Любая из сторон казалась мне, мокрому до нитки, а значит, ещё более тяжёлому, опасной. «Ползи сюда!» - указал направление Гена, стоящий на лыжах. Я пополз, потом медленно встал, оглянулся, увидев возле полыньи ведро и бур, попросил Гену достать их. Гена их подтащил и передал мне. Находясь в некоторой прострации, я медленными шагами пошёл к берегу, стараясь наступать только на лёд, припорошенный снегом.

Придя в лагерь, я переоделся в сухое, а вымокшие вещи развесил на верёвке. Вечером пришёл Валера, тоже изрядно промокший и с порезанными льдом пальцами. Он провалился у себя на делянке, в заливе, но выползал по науке сам.

На следующий день после завтрака ребята спешно снимали свои снасти, а Валера решил их бросить, потому что пробраться в залив без опаски было нельзя. И только безбашенный Димон снимал жерлицы в четверг, а мы с замиранием сердца наблюдали, как он лавирует между потемневшими пятнами на льду, опасаясь, что вот-вот провалится.

Два последних дня рыбалки каждый занимался чем угодно, только не ею. Было совсем тепло. Выходили по тропе, пропитанной водой. В лесу местами был снег, а на болоте он растаял, и идти с укладкой за спиной было совсем тоскливо.

Уже в машине, когда мы возвращались в Кемь и делились с Виктором впечатлениями, он сказал, что в начале апреля целую неделю шли дожди, и, наверное, это они «съели» лёд до такой степени.

В те дни особенно, да и сейчас я со стыдом вспоминаю своё совершенно несуразное поведение на льду, беспомощность и истерику, и всё думаю, что бы было, если бы не помощь Гены, и темнота полыньи вновь возникает передо мной.

© Copyright: Алмиханд, 2014
Свидетельство о публикации №214071201431
Пятнистый лёд КумозераПятнистый лёд Кумозера, 18.04.2011 г.Пятнистый лёд Кумозера, 18.04.2011 г.
Рыбалка со льда в КарелииОстров напротив лагеря, 18.04.2011 г.Остров напротив лагеря, 18.04.2011 г.
Щука на живцаВот и первая добыча, та, что скушала живца - 18.04.2011 г.Вот и первая добыча, та, что скушала живца - 18.04.2011 г.
Как ловить налима на живцаПервый налимчик - 19.04.2011 г.Первый налимчик - 19.04.2011 г.
Как не провалиться на тонком льдуЛёд пугает своими пятнами - 20.04.2011 г.Лёд пугает своими пятнами - 20.04.2011 г.
Тепло, но пасмурно на Кумозере - 20.04.2011 г.Тепло, но пасмурно на Кумозере - 20.04.2011 г.
Зимняя рыбалка, в улове - налимы и щукаНалим! Ну чем вам не треска... А как запечь его в фольге!  Две штуки виснут на кукан, и два ещё не апогей!Налим! Ну чем вам не треска... А как запечь его в фольге! Две штуки виснут на кукан, и два ещё не апогей!
Уха и рыбные котлетыУшица в самом лучшем виде, и к ней котлетки... Просто смак! Да тут болячка в миг изыдет, садись за стол быстрей, рыбак!Ушица в самом лучшем виде, и к ней котлетки... Просто смак! Да тут болячка в миг изыдет, садись за стол быстрей, рыбак!
Щуки на снегуЕщё парочка щучек... 21.04.2011 г.Ещё парочка щучек... 21.04.2011 г.
Коварный весенний ледЛёд стоит, а на кустах роса - теплынь... 21.04.2011 г.Лёд стоит, а на кустах роса - теплынь... 21.04.2011 г.
Головы щучьи с чеснокомШесть щук в улове, пять налимов... А много ль нужно одному? Не счесть в окрестностях залива запасов рыбы самому.Шесть щук в улове, пять налимов... А много ль нужно одному? Не счесть в окрестностях залива запасов рыбы самому.
Лагерь рыбака. Кумозеро, Карелия.На берегу устроил лагерь, в камнях развёл огонь. Костёр, а рядом стелим лаги, и как стемнеет, на покой.На берегу устроил лагерь, в камнях развёл огонь. Костёр, а рядом стелим лаги, и как стемнеет, на покой.
Чудесный уголок на берегу, костёр горит, камнями скрыт от ветра... Такой найти, пожалуй, больше не смогу.Чудесный уголок на берегу, костёр горит, камнями скрыт от ветра... Такой найти, пожалуй, больше не смогу.
Завтра переход, выдержит ли лёд вес мой и нагруженных санок... 23.04.2011 г.Завтра переход, выдержит ли лёд вес мой и нагруженных санок... 23.04.2011 г.
Загадочные облака - 23.04.2011 г.Загадочные облака - 23.04.2011 г.
Раннее утро за день до происшествия, и только красная луна за деревьями предвещает что-то неординарное... 25.04.2011 г.Раннее утро за день до происшествия, и только красная луна за деревьями предвещает что-то неординарное... 25.04.2011 г.