Стыдливый месяц и робкие поклёвки ночного лещика...

Зимний Троян (начало)

Дата рыбалки: 08.12.15Пойманная рыба:  Густера, Карась, Лещ, ПодлещикСпособы ловли:  ФидерПриманки:

Кузнечик

Собака стояла на обочине в глубокой задумчивости. Остекленевшие глаза говорили о внезапной и тяжелой работе в её голове, а передняя лапа застыла в воздухе, забыв наступить на землю. Штормовой ветер перебирал шерсть на загривке и чуть пошатывал собаку на трёх ногах, но она его не замечала, погруженная в свои важные мысли. Я поневоле притормозил, стараясь дождаться окончания ступора у пса, но постепенно уменьшающаяся фигура собаки в зеркале заднего вида так и осталась неподвижной, как памятник, пока совсем не исчезла за поворотом.

Нашу машину немного водило на шоссе от порывистого бокового ветра, но всё уже было решено и «подписано»: мы с Женей ехали на рыбалку!

Ветер, ветер… Сила, направление – это всё решающе важно для ловли на фидер. Особенно если предполагается ловить на таком сложном в рыбацком отношении месте, как Трояновский сброс. В тяжелых раздумьях я два дня изучал страничку Gismeteo в Интернете, пытаясь отыскать какие-то оптимистические признаки улучшения погоды.

И вдруг – ура! - я увидел маленькое окошко в прогнозах: в ночь со вторника на среду ветер стихнет и слегка изменит своё направление с северо-западного на юго-западный, после чего его сила начнет снова возрастать, этакий «глаз циклона». Если расположиться на своём любимом месте – на левом мысу под горкой, то ветер совершенно не будет мешать ловле. Отлично! Это, пожалуй, единственный реальный шанс на ближайшее время.

И вот мы едем! Прикормка замешана в ведрах ещё дома (траперовский «Лещ» с крупной фракцией, «Дунаев Лещ», Ice Mix с мотылём, запаренное пшено. Опарика и кукурузу добавлю уже на рыбалке). Из насадки свежий мотыль и опарыш, а также баночка консервированной кукурузы «Бондюэль». Вроде всё…

Я ещё раз перечитываю в голове свою рыбацкую считалку, помогающую собирать вещи на рыбалку. Дойдя до слова «сидушка», я довольно улыбнулся: буквально на днях я наконец нашел замену своему шикарному креслу, прослужившему мне более трёх лет и пришедшему в окончательную негодность. Объезжая рыбацкие магазины Сафоново, я внезапно наткнулся на точно такое же, спрятанное под грудой рыбацких штучек, выставленных на продажу в магазине у Сергея. Уголок кресла торчал из-под рыбацких санок около батареи. Оказалось, что оно пролежало там тоже более трёх лет (!), видимо, дожидаясь именно меня. Сергей, удивившись моему зрению, великодушно отдал кресло по старой цене – 2700 рублей, что для такой роскоши сущие копейки. Ну вот, на пару-тройку лет комфорт на рыбалке мне обеспечен!

По дороге обзваниваю ребят, сообщая о том, что мы всё-таки едем на Троян. Но, увы, у каждого из них сложились какие-то обстоятельства, не позволяющие присоединиться к нам. Ладно, ещё встретимся!

На часах полдень, и мы по новой асфальтированной дороге шикарно подъезжаем к месту нашей рыбалки. Сейчас наступает самое противное – таскание рыбацкого скарба до чаши Трояна. В том числе и нового кресла, такого удобного и такого тяжелого.

Но всё плохое когда-нибудь проходит, закончилась и наша вьючная работа. Мы на нашем любимом месте! Оно свободно, а это самое главное. Замечательно и то, что обрывистый берег за спиной совершенно закрывает нас от сильнейшего ветра, задирающего белые буруны по всему водохранилищу. На выходящей из чаши струе волны особенно злые: ветер гонит встречную волну против течения, превращая воду в этом месте в кипящий котёл. А нам под берегом спокойно и даже уютно!

Плохо другое: уровень воды очень низкий. Я помню свой прошлогодний опыт, когда в декабре приехал на Троян по такой же вот низкой воде. Приехал, просидел всю ночь и не увидел ни единой поклёвки леща. Проблема в том, что выход из чаши сильно мелеет, и течение ускоряется, а лещ, существо осторожное, не рискует по такой струе входить в Троян.

В прошлом году я вернулся сюда только после того, как уровень поднялся примерно на полметра, и был награждён десятком увесистых лещиков. Так что, глядя на обмелевший Троян, я невольно вспоминал прошлый год и оптимизма не испытывал. Ладно, приехали – надо ловить, а не предаваться воспоминаниям.

Кроме нас с Женей, на Трояне было с десяток рыбаков, большинство из которых добывали уклейку, устроившись на мысу в удобных креслицах и не спеша наполняя подвешенные к ним садки серебряными рыбками. Противоположную косу пара рыбаков плотно обставила донками. Что они ловили – не знаю, во всяком случае, большого ажиотажа там не наблюдалось ни днём, ни ночью. Обычных «форельщиков» не было вообще.

Ладно, начинаем ловлю! Первым ко мне в садок попросился некрупный карасик, за ним плотвичка, потом уклейка и, куда же без неё в этом году, густёрка-лаврушка. Что-то много их на Трояне в этом году развелось, не дают проходу круглые сутки.

Рыбка шла вся мелкая, типа «кошкина радость». Все попытки как-то отсечь мелочёвку к успеху не привели: две-три кукурузины с опарышем сгрызались также быстро, как деликатесный бутерброд «мотыль-опарыш». Стаи густёрок с резвостью и яростью молодых пираний набрасывались на всё, что попадало в воду. Беспрестанно дёргая при этом за поводки, они заставляли кормушку на дне приплясывать, и она начинала сваливаться вниз по течению. Я сначала грешил на недостаточный вес кормушек, но замена их на более тяжелые к успеху не привела. Становилось совсем грустно… Таскать мелочь фидером не доставляло никакого удовольствия, а перспективы увидеть поклёвки ночных лещей были весьма туманны…

Солнце быстро ушло за горизонт, и наступила желанная темнота. Рыбаки разъехались по домам, остались только мы с Женей, доночники на косе и пара человек, устроившихся в конце плит и до полуночи ловивших канальных сомиков. Мелочь пошла спать, хотя нет-нет да и влетала на фидер очередная стограммовая густёрка. Фидеры как-то враз успокоились, кормушки смирно лежали на дне и даже не собирались ползать по течению. Пришло время ожидания подхода лещиков! Эх! Была бы вода повыше!

Время шло. Мы иногда снимали с крючков всё тех же густёрин, подросших немного в размерах. Клевали они очень оригинально. Выглядело это так: чуть согнутый квивертип сначала был неподвижен, потом вдруг начинал немного шевелиться, не спеша покачиваясь. Кормушка начинала ползти, и леска, уходящая в воду, понемногу перемещалась по течению в правую сторону. Найдя новое удобное положение, кормушка останавливалась, квивертип снова замирал, и… всё! Поклёвка состоялась. Я вытаскивал снасть из воды и каждый раз с удивлением обнаруживал очередной невеликий «трофей». Никаких там рывков, ударов – просто если кормушка начинает ползти, значит, это поклёвка. Можешь доставать «кошкину радость».

Настроение потихоньку падало. Даже вездесущие сомики ни разу не порадовали нас решительной поклёвкой. Но вдруг, когда на часах было уже одиннадцать, вершинка фидера решительно кивнула, отстрелила назад и закачалась. Я подсёк и наконец-то почувствовал что-то увесистое на другом конце плетни. Женя засуетился с подсаком, но… А-а-а-а-а!.. Метрах в пяти от берега, даже не показав себя, рыба сорвалась, оставив нас на берегу громко разговаривающими на непечатном языке! Обидно! Но!.. Поклёвка-то была! Забрезжила надежда…

Через десять минут напряженного ожидания фидер опять закачал головой, и наконец-то на берегу оказался первый подлещик весом в 400 граммов. Это уже интереснее. Так-так! Потом ещё один покрупнее (600 граммов). Ещё, ещё и, как апофеоз полночного клёва – килограммовый лещик у Женьки в руках! «Ну вот! А ты боялся!..»

К полуночи клёв стих. Я снова в ожидании сидел в новом кресле с сигаретой в зубах и со стаканчиком горячего чая в руках. Но настроение было уже совсем другим! Значит, заходят подлещики в чашу, заходят, несмотря на малую воду.

В тишине прошел час, другой. Только без пяти два меня вновь порадовала мощная поклёвка. Но, к сожалению, лещик влетел в зацеп на дне и, воспользовавшись моей беспомощностью, благополучно смотался. Тут же последовал парный номер: сначала килограммовый лещ был доставлен на берег, и тут же я, еле успев посадить его в садок, уже тянул второе удилище, подтаскивая к подсаку очередного 600-граммовика. В этот раз клёв продолжался чуть более получаса, после чего снова всё успокоилось. Косячок подлещиков ушел по одному им известному маршруту, и фидеры затихли.

Просидев ещё немного, Женя пошёл спать в машину, оставив меня в одиночестве на берегу туманной чаши под шикарным звёздным небом. Вчерашний тёплый день сменился морозной ночью. Удилища покрылись инеем, вода в мотыльнице – свежим ледком. До рассвета ещё далеко, буду ждать очередных подходов подлещиков и, чем чёрт не шутит, лещей! Но клёв пропал уже совершенно. Только ближе к утру мне удалось добыть ещё одного хорошего подлещика и пару карасиков-ладошечников.

Вот уже и утро скоро – на часах седьмой час. И тут между голыми березками, растущими на противоположном берегу чаши, я увидел тонкий-тонкий серпик стареющего месяца, доживающего свои последние дни. Он с видом провинившегося школьника, опоздавшего на уроки, осторожно поднимался над горизонтом. «Ну! И где тебя носило всю ночь?» - подумал я, и месяц, почувствовав, видимо, мой упрёк, залился краской и быстро-быстро скрылся в пелене тумана, повисшего над берёзами. Стыдно стало!..

А за ним небо уже начинало светлеть. Фидеры опять стали ползать, одаривая меня мелкими выспавшимися густерками. Пора было собираться домой. Восемь нормальных подлещиков от 400 до 900 граммов – неплохой улов. Жена заждалась свежей рыбки. Да ещё килограмма три густериной «лаврушки» и прочей разнорыбицы для своих котов и кошек.

Ну, а мне – бессонная ночь под звёздным небом, стыдливый месяц, быстрые метеориты, не дающие шанса загадать желание и, конечно, желанные поклёвки робкого ночного лещика… Каждому – своё…

Берег ожил: подтянулась группа рыбаков из Брянска с фидерами наперевес. Я было удивился, почему они здесь, а не на набережной, любимом месте брянских фидеристов. Посмеялись немного… Поговорили, и я стал сматывать удочки, уступив мужикам место и пожелав им хорошего улова. На половине тяжёлого пути к машине меня встретил выспавшийся Женя и радостно помог донести вещи до прогретой «Лады».

Когда мы выехали на мост у Холмца, солнце внезапно вышло из-за утреннего облака, осветив открывшиеся сверху просторы. По заливам ещё таился посиневший первый ледок, а открытая вода самого водохранилища была совершенно тихой и гладкой. Ничто не напоминало о злых ветрах, рвавших холодную воду ещё вчера – ну, не было этого и не было… Только разрисованный инеем белый лес над спокойной водой, поля седые да ровный грейдер под колёсами… Красота!

Проезжая Сафоново, я притормозил на запомнившемся месте. Собаки уже не было – она всё-таки «отмерла», поставила ногу на землю и убежала по своим собачьим делам. Интересно, какая мысль заставила её так остолбенеть вчера?..