Поездка на рыбалку много раз откладывалась и переносилась, потом снова маячила в ближайшей перспективе, пока в пятницу в обед серьезная женщина - менеджер фирмы по монтажу натяжных потолков - не сказала мне, как отрезала: "Ждите монтажников в субботу и воскресенье". На рыбалке был поставлен крест и, успокоив себя прогнозом Гидрометеоцентра о продлении штормового предупреждения на 16 и 17 марта, я мысленно перенесся уже в стихию предстоящего ремонта. Однако звонок супруги в 17:30 с информацией о том, что у бригадира монтажников в семье кто-то заболел, вывел меня из этого психоделического состояния.
Обзвонив ближайшие от работы и дома рыболовные магазины, удалось выяснить, что с мотылем в городе кризис (практически полный АХТУНГ) - есть последние крохи в магазине "Капитан Врунгель" на рынке Южный. После работы делаю марш-бросок на автомобиле в данное богоугодное заведение - и становлюсь счастливым обладателем порции мотыля и опарыша, заодно прикупаю пакет прикормки из сухарей с альбумином (сухая кровь) и пакетом подсолнечного сухого жмыха.
Дома за ужином делаю торжественное объявление о поездке на рыбалку, восторгов и рукоплесканий не было. Выслушав конструктивную критику, принимаю на себя обязательства утром завести в лицей ребенка, и уже с начинающим рассветом начать путь на Байкал. К моему сожалению, мой постоянный напарник по рыбалке уехал в командировку в Кемерово, что ж, все тяготы, лишения и затраты лягут на один карман.
В 7:30 обязательства по доставке ребенка в лицей выполнены, и ходом набирая обороты, начинаю движение навстречу утренней заре. На заправке перед Хомутово решаю залить полный бак. Дверь машины открывается с большим усилием, хороший заряд ветра ударяет в лицо и распахивает дверь так, что теперь с трудом ее закрываю. На мой вопрос королеве бензоколонки "как тут у вас, давно дует?" получаю сухой ответ: "пока вас не было, у нас не дуло..." То есть всё началось минут за пять до моего приезда. Оптимизма этот факт не прибавляет, значит Гидрометеоцентр все же накаркал мне на дорогу и, скорей всего, с погодой угадал.
Дальше по трассе попадаю под небольшой дождик, сильный боковой ветер, местами через дорогу снег несло так, что приходилось сбавлять скорость и ехать в условиях недостаточной видимости метров 300-400. Местами дорогу переметало и образовывался снежно-ледяной наст. Скорее всего, это и стало причиной увиденной мной под Баяндаем аварии с участием Митсубиси Паджеро и конником. Машина и конник были на обочине, конник лежал без признаков жизни, машина стояла на колесах с поврежденным капотом, водителя видно не было, может искал горе-пастуха либо ждал приезда ГИБДД в машине.
По причине позднего выезда из города пропускаю свой ритуал поедания порции великолепных сочных поз в позной Баяндая и еду дальше. Снег присыпает дорогу, ветер дует уже не боковой, а подгоняет машину вперед. Но проехать мимо своих бурханов я просто не в состоянии. Первый бурхан - знак границы Ольхонского района, небольшая остановка, глоток минералки и возложение пожертвований в виде звенящих монет для задабривания духов дорог и перевалов, чтоб дорога была легкой.
До Петрова добираюсь без приключений и останавливаюсь для покупки бормыша. Ценник 200 рублей за литр, торговаться не вижу смыла, беру два литра в два пластиковых ведерка из-под майонеза. Продавцы бормыша "играют" между собой в игру - продают бормыш по очереди. Подъехала машина, покупатель спрашивает: "кто бормыш продает?" Бурят, смотрящий за очередью, отвечает, чья очередь продавать и кивает головой в сторону машины с бормышем, чья очередь подошла. Мне достается покупка бормыша светло-зеленого и рыжего цвета. Продавец, нахваливая товар, говорит: "Бери, не пожалеешь, этот бормыш лучше, чем темно-зеленый, тот просто на дно ложится и тонет, а мой светленький еще и плавает!"
Продолжаю свой путь уже затаренный бормышем. Благородный орел величественным размахом своих крыльев встречает меня при въезде в Тажеранскую степь. В голове всю дорогу стоит один вопрос: куда ехать на Байкале, в какой залив? Если до поездки я еще как-то склонялся к поездке в бухту Базарная (в самом поселке Сахаюрта "МРС"), но стоять там надо на границе свала практически в створе Ольхонских ворот, но с таким ветром меня просто сдует в этой аэродинамической трубе на противоположный берег Байкала. Поэтому решаю двинуть в Сарминский залив.
Проезжая п. Еланцы, становлюсь свидетелем еще одной трагичной аварии. ВАЗ 2109 на закрытом скалой повороте из Еланцов в сторону МРС решает по встречной полосе обогнать Хонду СтепВагон и залетает под колеса Ховвы, ведущей отсыпку новой дороги. Погибших нет, водитель разбил лицо о руль и лобовое стекло, пассажирку заблокировало покореженной дверью. Настроение опустилось еще ниже. На очередном бурхане уже перед поворотом на прямой участок перед МРС останавливаюсь, и теперь уже прошу удачи у духов Байкала.
Дальше продолжаю движение по новой дороге, вернее, по новому асфальту. Качество дорожного полотна радует, но не долго - у поворота на Черноруд перехожу на гравийку и дальше до п. Сарма двигаюсь по ней. Вид с трассы на залив Шида - машины стоят на льду, значит ловят.
К 11:00 добираюсь до Сарминского залива, на льду стоит машин 20-25. Выбираю свободный пятачок по центру импровизированной камчатки и забуриваю две лунки. Ветер из простого усиливается до шквального с порывами прямо на глазах. Самостоятельные попытки установить и закрепить палатку не приносят успеха...
Отзывчивые рыбаки, сидящие рядом, приходят на помощь. Сначала мы пытаемся установить ее вдвоем, но порывы ветра тащат нас за раскрытой палаткой по 1.5-2 метра на ногах по льду. Еще один рыбак подгоняет машину к моей, ставит ее углом и пытается нам помочь. Благодарю рыбаков за участие, но решаю, что в такой ветер улечу в палатке как Мэри Поппинс куда-нибудь на Ольхон, палатку сворачиваю и убираю в машину.
Укрывшись от ветра машиной, пытаюсь ловить. Лавсановый кивок на ветру полощет так, что разглядеть поклевку невозможно. Оглядевшись по сторонам, замечаю, что соседи полавливают, одну-две рыбки в пять минут выворачивают на лед. Подхожу, интересуюсь на что берет - и получаю неожиданный ответ: клюет исключительно на бормыша. Возвращаюсь к своему месту, перенасаживаю мормышки бормышем - и минут через 10 первая поклевка, и средняя сорожина уже на льду!
"Ну всё, обрыбился на Байкале в этом сезоне", - мелькает в голове, кивок сгибается в очередной раз - и на лед вылетает матросик-окунек. Дело пошло веселей, штормовые порывы стихают, оглядываюсь по сторонам, народ в основной массе уже не рыбачит, а ловит моменты сильных порывов - ложатся на ветер и фотографируются в таком положении. Закончив фотосессию, народ разъезжается по турбазам и другим заливам. Я решаю переползти со своего места метров на 10-15 в сторону острова Б. Тойнак, так как на первом месте на дне за мормышку постоянно цепляется трава.
Ветер к 17:00 стихает и дует уже ровно, совсем без порывов. Ставлю палатку, усаживаюсь поудобнее, но на этом самом интересном месте клев прекращается. Итог первого дня: семь рыбешек, пять сорожин и два матросика окунька. По приборам температура воздуха около нуля градусов, решаю проверить машину по теплоустойчивости и заночевать в спальнике в ней.
Прогноз температуры ночью минус 12 градусов, спальник - кокон с температурой минус 10 комфорт. Обустраиваю спальное место, прогреваю машину, без верхней одежды ныряю в спальник, часы показывают 21:00, вечерняя мгла опускается на залив. На льду остается три машины и один рыбак продолжает рыбачить в палатке. Желаю в мыслях ему удачи. Чай из термоса, бутерброды с колбасой, ну и для аппетита и за удачу - 150 грамм.
Тепло и нега разливается по телу, за окном машины слышен ветер перед сном камлаю духам Байкала, прошу послать улов и большую рыбу. С этими молитвами на губах и засыпаю...
Просыпаюсь от шума шин машины, проезжающей по льду. На часах 8:00 - первые рыбаки-ласточки уже потянулись на лед. Утро обещает порадовать встречей с весенним солнцем - иду готовиться к ней. В палатку устанавливаю газовый баллон, горелку на 2 кВт, готовлю завтрак, расчехляю удочку. Проходит час... Осторожное шевеление кивка... Подсечка... Пусто, ставлю удочку - опять непрерывное шевеление... Подсечка... Ощущение того, что снасть прибавила в весе грамм на 10-15. Делаю проверку. Предчувствия его не обманули, на крючке ширка - ну здравствуй, родная, посмотрим как встретит тебя кошка.
Выдвигаюсь в поход к соседям. У них тоже не густо, но в улове не ширка, а три матросика-окушка, делимся впечатлениями об утрянке, расставляем точки над "i" - во всем виновата погода и Гидрометеоцентр, угадавший с этим прогнозом. Общительные соседи делятся впечатлениями о прошлых рыбалках, всё сводится к единому выводу: "Вот раньше была рыба - голый крючок опускать в воду не надо было, просто держи над водой - рыба сама выпрыгивала и цеплялась!" (шутка юмора). Соглашаюсь, что раньше уловы были побогаче.
Проникнувшись расположением ко мне, соседи дают в черпаке горсть разваренной пшенной каши и настоятельно рекомендуют подкормить этой секретной прикормкой. Подкармливаю, со словами благодарности возвращаю черпак-шабалу и пытаюсь сосредоточится на рыбалке. 10:00 пусто, 11:00 пусто, 12:00 - ну где ты, рыба?.. Каждые полчаса бросаю по горсточке бормыша в лунку, насаживаю и мотыля, и опарыша, трясу, поднимаю и опускаю мормышку, постукиваю о дно, барабаню пальцем по вершинке - никакие заклинания не помогают.
Выхожу из палатки и замечаю, что остальная камчатка сегодня села глубже в залив, и я, вчера занимающий место примерно в центре, теперь оказался на ее передовом крае. В голове мелькает мысль, что если будет подход рыбы, то есть шанс остановить ее наступление в залив и заставить остановиться под своей лункой.
Начинаю подсыпать сухарную крошку с сухой кровью, жмых. Всё это как-то не очень хорошо тонет и стоит в лунке, медленно намокая и осыпаясь на дно. В банке из-под тушенки варю горсть бормыша и уже в полной безнадежности подкармливаю им. Видимо, не долетели мои вчерашние камлания до богов Байкала и... о, чудо! Около 13:00 замечаю шевеление кивка... Подсечка - и леска 0.08 натягивается струной... Аккуратно вываживаю - и первая приличная сорожина на льду, за ней следом еще две.
Надо сказать, что от безысходности я опустил в одну лунку на 150 две удочки: одну с леской 0.08, вторую с леской 0.10. Мормышки были разные в качестве эксперимента. При очередной поклевке рыба успевает сделать круг под лункой, запутывая оба настроя. Решаю долго не распутываться. Так как клевало на 0.08, рву настрой на удочке 0.10 и продолжаю ловить уже на одну удочку...
Поклевки продолжаются, при очередном вываживании верхняя мормышка цепляется за нижнюю кромку льда. Начинается эпопея с попытками отцепиться... Ослабляю леску, даю возможность рыбе самой отцепить мормышку, но такого желания рыба проявлять не желает. Лезу в ящик достаю отцеп по весу в нем 80-100 грамм, цепляю его к леске и кормушке, отпускаю на катушке стопор, отцеп летит вниз... На удочке остается одна мормышка, леска 0.08 рвется, с кислой гримасой на лице и сожалением, что нету лишней пары рук, чтоб выполнить всю операцию более тонко, начинаю привязывать мормышки уже на удочку с леской 0.10.
Клев продолжается, очередная поклевка - и уже леска 0.10 звенит как струна, что-то крупное ходит кругами внизу. То отдаю, то подтягиваю, но с положительным балансом завожу рыбу в лунку. Остатки жмыха еще не полностью намокли, и заглянуть в лунку, чтоб увидеть, кто там поднимается по этому ледяному желобу, не представляется возможным. По силе упирания думаю, что это хариус, но над лункой всплывает зеленоватая голова окуня, мормышка чудом уцепилась за край его верхней губы. Не поднимая его из воды, завожу руку в лунку и крепко прижав и схватив, достаю его из лунки...
Этот процесс продолжается пару секунд, такого длинного матроса я вытаскивал впервые. Его размеры поразили меня, еще больше поразило, как он не порвал леску и не ушел. Адреналин выделяется в кровь, дыхание учащается, сердце усиленно бьется - все чувства смешиваются, радость успеху переполняет. Беру себя в руки и продолжаю рыбалку, надеясь что это не единственный горбач, который зашел в залив.
Отмечаю, что окуньки клевали в основном на мормышку желтого цвета "под муравья", сорога жаловала на красного муравья и серебристый шестигранник. Мормышка "хитрый глаз" была оторвана в настрое на 0.08 леске, но была в единственном экземпляре, и поэтому попробовать ее в новом настрое не представилось возможным. При очередной поклевке на лед вылетает сорожья мелочь и так лихо отплясывает на хвосте, что путает настрой с такой силой, что при распутывании получается узел на 15см выше всех мормышек.
Рыбалка и клев продолжается, очередная поклевка - хорошего размера рыба ощущается на том конце лески, в какой-то момент неправильное движение - и вес исчезает, настрой оборван полностью, снова перевязываюсь только желтого муравья в запасе больше нет, ставлю просто мормышку желтого цвета. Размер сороги меня впечатлил, каких крупных экземпляров мне зимой ловить не приходилось.
На часах 15:00, как по команде клев прекращается полностью, дальнейшая подкормка бормышем, игры и проводка мормышек не приносят результата. Лишь одинокий матросик покушается на оставленную снасть и в 15:30 крайним извлекается на лёд.
Рыбалкой остался доволен, даже если бы в этот день вывернул всего одного этого здоровенького терпугового размера окуня и пару алюторских сорожин. Для меня это первые трофейные экземпляры. Прощаюсь с соседями, желаю им еще удачно половить и собираюсь в обратный путь. В голове вертится мысль: "А может и не зря камлал, просил удачи у духов Байкала? Ведь был за труды и упорство вознагражден приличным уловом!"
Делаю общее фото улова на память и выдвигаюсь в приподнятом настроении домой.