Опарыш в прикормке: польза или вред?

Дата рыбалки: 19.07.18Пойманная рыба:  Голавль, Густера, Карась, Плотва, Подлещик, Синец, ЯзьСпособы ловли:

, Фидер

Кукуруза

Прикормка самодельная

Пшено

Дорога до места рыбалки далась особенно трудно. Неподвижный воздух даже на ощупь казался густым и влажным, как в бане. Температура воздуха была за +30. По сторонам горизонта бродили грозовые тучи, и на их чернильном фоне глиняный крутояр, освещённый закатным солнцем, горел охрой.

Не хотелось ничего. Хотелось просто прилечь на растрескавшуюся глину волжского берега, дожидаясь прихода темноты и спасительной прохлады. Если она ещё будет… И вот от этого становилось особенно обидно: желание рыбачить есть, а силы куда-то пропали.

Место ловли было нам знакомо: на этом участке волжского берега мы регулярно и с успехом рыбачим уже лет пять, если не больше. Но то всё были рыбалки дневные, которые в летнюю пору начинались перед рассветом, а завершались после обеда, если нестерпимая жара, от которой здесь укрыться практически негде, не прогоняла нас домой раньше времени. А вот с ночёвкой мы сюда приехали впервые. Просто лещ в этом году капризничает, отказываясь клевать на ранней утренней зорьке. И может статься, что из-за аномальной жары он полностью перешёл на ночной режим питания.

Правда, чтобы добавить в рыбалку ещё больше новизны, мы не стали останавливаться на знакомом и удобном утоптанном берегу, где были хоть какие-то чахлые деревья, а прошли вниз по течению на несколько сотен метров, пока дорогу нам не преградил обвал высокого берега.

Моя апатия, вызванная трудной дорогой в изнуряющей духоте догорающего июльского дня, длилась недолго. Залитая оранжевым закатным сиянием гладь реки то и дело вспенивалась от громких шлепков крупного жереха, гонявшего мелочёвку в паре десятков метров от берега. Настя посетовала, что мы не взяли с собой спиннинговые снасти. Что поделать? Нельзя объять необъятное, тем более когда все вещи до места ловли приходится тащить на себе по узкой и заросшей козьей тропке, проходящей по дну глубокого оврага и кувырком скатывающейся к Волге. Поэтому спиннинги мы захватим с собой следующий раз, а сегодня по плану у нас иная рыбалка – фидерная.

Выбрав прореху в нависших над рекой тучах, раскалённый красный шар усталого солнца стал опускаться куда-то за Волгу. Неожиданно налетел ветерок, принёсший такую желанную прохладу. Натаскав дров, которых с лихвой должно было хватить на всю короткую июльскую ночь, мы собрали снасти и, не теряя больше времени, занялись стартовым закормом.

Глубина на расстоянии наших забросов оказалась метра четыре. Течение было небольшим. Именно такие участки любит посещать лещ в погожие летние ночи.

Состав прикормки у нас был стандартный: крутая пшённая каша, перемешанная в равных пропорциях с пшеничной или ячменной крупой-сечкой. Но в этот раз мы впервые решили добавить в прикормку живой компонент – опарыша. Обычно мы покупали пару баночек опарыша в магазине и использовали его лишь для наживки. Такая баночка стоит рублей 30-35, а личинок в ней – пара чайных ложек. Золотые опарыши получаются! Но этим летом мне повезло приобрести аж два литра опарыша по оптовой цене – получилось на порядок дешевле, чем в магазине, и на наживке теперь можно было не экономить, смело добавляя её в прикормку.

Во время стартового закорма мы с Настей забросили по десятку кормушек, положив в каждую по 3-5 живых личинок. Да и потом в процессе ловли постоянно вминали опарышей в середину кормушки.

После закорма я насадил щедрый пучок личинок на крючок, забросил фидер и повесил на его вершинку колокольчик. А сам занялся приготовлением второй снасти. В последнее время я забрасываю в сторонке ещё один фидер, насадив на волосяную оснастку пару зёрен варёной кукурузы. Эта насадка отлично держится на крючке, её не нужно постоянно обновлять. И несколько раз эта снасть уже приносила нам приятные бонусы в виде сазанчиков. Пока я возился с установкой, Настя вытащила первую плотву, а затем и на моей снасти бубенчик забился в истерических конвульсиях – щедрым пучком опарышей соблазнился язь под килограмм.

Забегая вперед, скажу, что рассчитанная на сазана снасть так и промолчала до самого утра. Видимо, «рыжики» хозяйничают здесь только в светлое время суток.

А с наступлением сумерек на наши снасти стала покушаться густера. Она была до безобразия некрупной – меньше ладони. Повиснув на крючке, она не могла даже обозначить себя поклёвкой. Выглядело это так: я терпеливо ждал поклёвку минут десять, потом выматывал снасть, чтобы набить кормушку и обновить наживку, и при этом обнаруживал на крючке очередную лаврушку. Поэтому я просто стал выматывать снасть каждые пять минут, отправляя в садок попавшихся рыбок.

Обычно густера хозяйничает на прикормленном месте лишь в сумерках, а часов с десяти её прогоняют подошедшие лещи. Но сегодня было по-другому: лещи куда-то запропастились, а на прикормке плотно встала густера. Правда, после десяти вечера её поклёвки сделались бодрее и сотрясали вершинку фидера, да и рыбка стала попадаться крупнее. Поэтому скучать было некогда.

По разным сторонам горизонта хмуро блуждали нахлобученные тучи, то и дело разрезаемые на части холодными всполохами молний. Мы всё гадали, наделает ли дождь нам неприятностей? Ведь тропинка к берегу Волги сбегает почти отвесно, спуститься по ней ещё можно, а вот подняться вверх по скользкой после дождя глине, да ещё и с тяжёлой поклажей вещей будет просто нереально. Но тучи, как по заказу, кружили на почтительном расстоянии от нас, лишь издалека пугая яркими вспышками небесного электричества.

Время было, кажется, первый час ночи, когда Настя, тревожно оглянувшись, сказала, указывая за наши спины и чуть в сторону:
- За нами наблюдают какие-то глаза!
Ну какие ещё глаза? За нашими спинами – отвесный глинистый берег высотой с пятиэтажный дом и со следами осыпей.
- Наверное, мышка какая-нибудь бегает или там хорёк либо куница! – ответил я, не отводя взгляд от фидерной вершинки, которую снова стала раскачивать густера.
- Нет, глаза слишком большие для мышки. Я боюсь! А ты мой муж и должен меня защищать! – решительно заявила Настя.

Обернувшись, я и вправду увидел два светящихся в темноте зелёных глаза. Их владелец находился примерно в середине почти отвесной стены крутояра и пристально наблюдал за нами. Вооружившись фонариками, мы подошли ближе. Однажды по осени мы вот так же встретили на берегу Волги одичавшую кошку, которая всю ночь крутилась рядом, подбирала подброшенное угощение, но в руки так и не далась. Поэтому мы подумали, что и в этот раз повстречались с котиком.

Чахлый свет фонарика не доставал до загадочного зверька. Настя позвала: «Кис-кис-кис!» Зеленые глазки не отреагировали. Понаблюдав за нами какое-то время, зверёк очень шустро рванул вдоль крутояра и наверх. При очередном всполохе молнии я смог разглядеть, что у него удлинённое тело и светлая окраска. Мы так и не поняли, кто мог так ловко и быстро бегать по почти отвесной глиняной стене. Чупакабры в нашей местности вроде не водятся…

Немного озадаченные такой встречей, мы вернулись к ловле. Во второй половине ночи по-прежнему хозяйничала густера, но ближе к утру стали попадаться хорошие караси. А Настя между делом выловила пяток подлещиков, самый крупный из которых малость не дотянул до килограмма. Думаю, здесь свою роль сыграли крючки, вернее, их размер. Дело в том, что я ловил мелкими крючками, которые густера легко заглатывала целиком. А Настя ловила с крючками, рассчитанными на леща. Густера лишь обсасывала с них наживку, но на крючок садилась через раз. И если после нападок густеры на крючке оставалась наживка, то у неё был шанс дождаться леща или карася.

Но стабильного клёва лещей мы в эту ночь так и не дождались. И я склонен винить в этом опарышей, добавленных в прикормку. Видно, живой компонент очень понравился густере, она встала на прикормленном месте плотной стеной и до самого утра кормилась здесь, не подпуская других рыб. Конечно, по одной рыбалке трудно судить о том, как опарыш, добавленный в прикормку, влияет на интенсивность клёва. Поэтому эксперименты мы продолжим. Но в следующий раз будем осторожнее с добавлением в прикормку живого компонента.

Также хочу добавить, что перед этой рыбалкой я намотал на катушку своего фидера леску Skyline Evo 150 м Dark Green, полученную на тестирование от торговой марки Sprut. Конечно, для того, чтобы составить полноценное представление о качествах лески, одной рыбалки явно недостаточно – нужно отловить хотя бы сезон. Но первые впечатления у меня самые положительные. Леска отлично выдерживала силовые забросы, за всю рыбалку не произошло ни одного отстрела. Это притом, что мы использовали кормушки собственным весом 150 граммов плюс вес набиваемой прикормки.

Я привык ловить с затянутым фрикционом, и поэтому при вываживании очень важны амортизационные свойства лески. Так как леска была новой, то и это качество – гасить рывки рыбы – было у неё на высоте. Посмотрим, сохранится ли такая же эластичность после десятка рыбалок, когда леска хорошо облежится на шпуле катушки. В течение рыбалки у меня было четыре зацепа за глинистую бровку, когда я просто тянул за леску, не надеясь спасти оснастку. Но всякий раз кормушка вырывалась из глиняного плена, и оснастка возвращалась ко мне целой и невредимой. Это приятно удивило. Ведь перевязываться ночью – это ненужные хлопоты и лишняя трата времени.

В четвёртом часу утра короткая июльская ночь стала плавно перетекать в жидкие сумерки. Утро выдалось пасмурным, поэтому рассвет затягивался. Оглянувшись, мы снова увидели на прежнем месте светившиеся в темноте два ярко-зелёных глаза, внимательно наблюдавшие за нами. Посветив в ту сторону двумя налобными фонариками, мы наконец-то смогли разглядеть, что ночной гость – это молодая степная лисица-корсак.

Эти животные в молодом возрасте бывают безрассудно храбрые и могут близко подходить к людям. Однажды на рыбалке в середине дня мы причалили к берегу, чтобы перекусить. В это время из леса вышел худой лисёнок и подобрался к нам так близко, что мы кормили его копчёным сыром буквально с рук. Но как же ловко эта зверюшка бегает по отвесной стене крутояра – никогда бы не подумал!..

…А дождь всё-таки пошёл. Настоящий тропический ливень с громом и молниями накрыл посёлок, когда мы были уже дома и разбирались с уловом.

Виталий Волков,
р. п. Светлый Яр Волгоградской области
Нужен ли в прикормке опарыш?Среди густерок затесался подлещик.