Сентябрьский окунь в Ладожских шхерах

Съедобная резина

Твистер

Червь силиконовый

Друзья, сегодня я хочу рассказать вам о двух поездках в Ладожские шхеры. Место нам знакомо не первый год, и основной задачей поездок на Ладогу в это время был поиск активного окуня по местам и точкам, которые работали в прошлые годы в сентябре.

По традиции мы с приятелями выезжаем в район города Лахденпохьи в сентябре, чтобы попытать удачу в поимке окуня и щуки на Ладоге. Как правило, мы выбирались в эти районы два раза за сентябрь: первая поездка происходила в начале сентября, вторая выпадала на вторую половину. Этот год стал не исключением.

А началось всё в 2013 году, когда мы спонтанно по приглашению приехали на Ладогу половить хищную рыбку. После той фееричной поездки шхеры Ладоги полюбились нам не только красивейшими пейзажами, но и успешными рыбалками. Но до поры до времени…

Нет, конечно, разлюбить эти красоты совершенно невозможно, но некоторое разочарование от не вполне успешных рыбалок нарастало с каждым последующим годом.

Причем данная закономерность была предсказуемой. С каждым годом количество баз отдыха и рыбаков на Ладоге становилось всё больше и больше, и немалая часть любителей рыбной ловли использует запрещенные методы поимки рыбы. Сети с каждым годом всё чаще запутывали винт мотора, оторванные приманки оставались в чьих-то паутинах, и всё более частыми становились зацепы, которые успешно разрезались ножом и выкидывались на берег. Такой прессинг должен был в конце концов сказаться на рыбе, и это произошло. Как ни печально и ни прискорбно говорить, но рыбы в Ладоге стало гораздо меньше.

Понятное дело, что в данном случае стоит упоминать и погодные условия, которые в нашем регионе в последние два года просто необъяснимые. Весна поздняя, летом дожди и постоянный ветер, падение воды и экология. Но основное, с моей точки зрения – это ПРЕССИНГ и жадность. Для меня непонятно, как можно вывозить рыбу мешками? Причем в ход идет как трофейная, так и не выросшая. Зачем забирать щуку весом от 200 до 700 граммов? Или окуня, который на солнце просвечивается, а на весах замирают цифры от 70 до 150 граммов?! Что с этой рыбой делают, тоже непонятно…

В итоге, собираясь на первую сентябрьскую поездку на Ладогу, я не строил наполеоновских планов, думал о том, как бы вообще уйти от нуля. Как обычно, настраивал себя на трудовую рыбалку.

Снасти собраны, на часах полночь, и остается буквально пара часов до выезда. Как правило, на однодневные рыбалки мы выезжаем ночью, чтобы на воде быть уже на рассвете.

Приехали в Лахденпохью в семь утра. Нас встретил очень красивый и тихий рассвет. На Ладоге тишь и гладь. Сборы лодки и вещей заняли чуть мене часа. Настроив спиннинги, мы были окончательно готовы к выходу на воду.

Скажу пару слов о снастях, которые я взял. Спиннинги: GAD Gancho, GAD Harrier. Катушки: Ryobi Zauber 2000, Stinger Priority 2510. Приманки: набор воблеров класса shad и minnow, силиконовые приманки Keitech.

Мы на воде. Отправляемся на первую точку Ладоги, на которой в 2013 году была сумасшедшая раздача полосатого. Прибыв на место, начали с проверки любимой гряды. Сделали порядка двадцати забросов, и стало понятно, что в данную минуту здесь делать нечего. Остается надежда, что окунь сюда придет чуть позже. Оставляем точку на послеобеденное время и идем дальше.

Пока идем к следующей, решаем обловить небольшую полоску береговой зоны с травой и свалом. Беру в руки GAD Gancho, ставлю приобретенный перед поездкой воблер от Itumo, модель Mystik 130, и начинаю забрасывать. Этот воблер имеет достаточно активную игру, но в то же время любит, чтобы его дергали. Также, что немаловажно, он оснащен системой дальнего заброса и шумовой камерой, которая привлекает хищника.

После нескольких пустых проводок делаю очень точный заброс прямо к границе травы и получаю достаточно сильный и уверенный «тук» в руку. Подсекаю, щука! По первым ощущениям, чуть больше килошки, но после нескольких оборотов катушки она сходит. Казалось бы, начало неплохое, есть надежда на хорошую рыбалку в шхерах Ладоги, но, забегая вперед, скажу, что это была первая и последняя щучья поклёвка в этот день. Шок, конечно, но факт остается фактом.

Приятно в данном случае то, что воблер оказался рабочим и был разловлен на первых же забросах. Ранее я не пользовался данными приманками, теперь же открыл для себя новую линейку воблеров. Хвалить или ругать рано, но начало неплохое, я доволен.

Подходим на следующую точку. С первого же заброса есть поклёвка, четкая и уверенная. Стало понятно, что это окунь. У напарника также с первого заброса поклёвка. Сразу стало приятно от размера полосатого. Довольно упитанный, весом 300 граммов. Но, что удивительно, мы поймали его у берега. Не на ямке, как он обычно ходит, а именно у берега, возле травки, в том месте, где обычно живет Сара Абрамовна.

Дальше начало происходить нечто невообразимое. На том же пятачке размером 5 на 10 метров начал сходить с ума малек, явно его кто-то гонял. Снарядив спиннинги воблерами, мы стали активно ловить окуня, причем почти на каждом забросе. Очень радовал размер и вес, от 300 до 450 граммов.

Скажу сразу, что в ловле окуня на шеды больше всего мне понравился GAD Harrier. Он мягче, чем Gancho, проводить им воблеры получается более деликатно, и при подсечке окунь страдает меньше. После подсечки спиннингом Gancho окунь поднимался буквально повисшим на кончике нижней губы, ещё чуть-чуть, и я бы достал только губу окуня.

Кураж не покидал нас на протяжении получаса, отрывались как могли и мы, и окунь. Но потом наступила тишина. Окунь ушел. Ушли и мы, но уже на другое место. Как я уже говорил, в промежутке мы облавливали щучьи места. В этот раз там был густой камыш, но на всём его протяжении мы не встретили ни одной поклёвки, ни удара. Щука полностью отказывалась кушать воблеры и силикон.

На следующей точке нас снова ждал окунь. Размер его и количество уменьшились, но половить удалось. Кстати, до того, как встать на окуневую точку, нам пришлось столкнуться с неприятным казусом. Вкратце расскажу.

Проходя камыш, мы свернули в заводь, где встретились с компанией из двух рыбаков, которые как раз уходили с одной из щучьих точек. Обменявшись результатами, мы разошлись, и вдруг через пару секунд у напарника завизжал фрикцион, причем с такой силой, как будто воблер тянет паровоз. Этим паровозом оказалась лодка рыбаков, с которыми мы только что любезно общались. Мы сразу же начали сигнализировать ребятам, что им надо срочно остановиться, хорошо, что они нас поняли.

Вовремя заглушив мотор, они спасли остатки шнура на шпуле напарника. Благополучно сняв с винта шнур, мужчины уплыли, а мы около часа плавали по акватории и распутывали петли на шнуре, наматывая его на катушку. Неприятный момент, произошедший по глупости.

Пока мы возились со шнуром, пришло время обеда. Оттягивать эту церемонию мы не стали, высадились на ближайшем берегу Ладоги и принялись трапезничать. Набравшись сил и хорошего настроения, отправились далее на поиски окуня.

Точка, на которую мы рассчитывали, сработала, но, как я уже говорил ранее, количество и качество окуня снизилось. Но то, что он был, радовало несомненно. Примечательно то, что в этот день окунь ловился только на твердые пластиковые приманки, то есть на воблеры. Попытки бросков всевозможной резины не приносили успеха, ровным счетом как и вертушек, цикад и прочего железа. Только воблеры и только окунь. Причем учитывая тот факт, что эхолот показывал глубину семь метров и температуру воды в Ладоге +15 градусов.

Рыба находилась либо вполводы, либо у самого дна. А приманки у нас были с максимальным заглублением полтора метра. То есть активность рыбы была очень хорошая, раз окуню было несложно подниматься с трех-, а то и пятиметровой глубины практически на поверхность.

Но оставалось загадкой другое: почему на предыдущих точках окунь избегал ямы и находился в прибрежной зоне Ладоги, а на этой точке его скопление было исключительно на глубине. В данном случае я объяснил это только одним фактором, а именно кормовой базой. У берега ходил малек и окунь охотился только на него, а здесь белая рыбка плавала, по всей видимости, у ямы, и окуню ничего не оставалось, как только пасти её в этом конкретном месте.

Половив ещё, наверное, с час, мы отправились дальше. Но больше ничего конкретного и масштабного в этот день мы не обнаружили. Несколько раз возвращались на прежние точки и ловили единичные экземпляры полосатых, но уже не в количестве и не в качестве.

Впрочем, то же самое произошло в следующую рыбалку на Ладоге. Только стало заметнее холодней, и температура воды понизилась. Наличие окуня осталось на прежнем уровне, но порадовала своим присутствием щучка, пусть вся небольшая, но она клевала.

Щука была поймана на очередную новинку в моём арсенале – воблер опять же от Itumo, модель Dandy. Это воблер класса минноу с отличными полетными характеристиками, гремящий во время проводки. Любит как активный твич, так и равномерную проводку, и stop & go. Достаточно универсальные характеристики, которые ещё и оправдывают себя.

Начинали мы по привычке с гряды, но и в этот раз она никак не отреагировала на наш приезд. Снова тишина и полное отсутствие как кормовой, так и хищной рыбы. Поэтому времени там было потрачено минимум.

Быстро пройдя все намеченные заранее точки, половив немного окуня и вытащив пару хвостов зубастой, мы с напарником вспомнили про утренний разговор на берегу Ладоги с одним из местных жителей, который посоветовал попытать удачу в ловле судака. Всё бы хорошо, но только ориентир нас сразу насторожил. Выходить надо было в открытую Ладогу. Дело в том, что сколько раз мы туда ни приезжали, ни разу не решались выходить в море.

Посмотрели на погоду. Отсутствие ветра сделало своё дело, и, попытавшись перебороть страх, мы всё-таки отправились навстречу приключениям. Пройдя несколько узких проток с глубиной 0.3-0.5 метра, мы зашли в залив, который открывал перед нами врата Ладоги.

Глубина под нами стала резко понижаться, достигая немыслимых в том месте 35 метров. И вот, когда по обе стороны заканчивались последние шхеры и мы были на самой границе скал и открытой воды, нас встретила волна. Причем очень интересная, и напоминала она больше стиральную доску с колебаниями изнутри. Выглядело это примерно так: сугробы холодной свинцовой воды высотой примерно 20 сантиметров ровно через каждый метр.

Мы прошли примерно двадцать таких сугробов на малой скорости. Сердце начало стучать быстрее, пульс увеличивался, руки сжимались всё сильнее и сильнее, стараясь удержаться и не выскочить из лодки. С одной стороны, красота неописуемая, открытая Ладога завораживает и манит своей бескрайностью и пейзажем, но опасности в этих красотах не меньше.

В тот момент я осмотрелся по сторонам, взглянул на лодку и напарника и понял, что являюсь всего лишь маленькой частичкой этой планеты, и я реально бессилен что-либо противопоставить природе. И лучше отсюда валить поскорее и не испытывать судьбу, лодку, мотор и нервы. Напомню, что лодка у нас ПВХ Badger 3.60, мотор Suzuki 10 сил. Комплекту два года. Это так, к слову.

Развернувшись в сторону шхер, мы решили обратно идти другим путем, огибая скалы в обход, не пролезая через узкие малоглубинные канавы и не цепляя винтом дно и камни. Стоило мне только подумать об этом, как глубина резка начала подниматься вверх, что не свойственно для данного места. Справа от нас скалы, до них метров тридцать, с другой стороны – необъятные просторы Ладоги. По прежним промерам в этом месте глубина должна быть не менее десяти метров, а тут пара метров с кристально чистой водой, дно видно.

Мы сбавили ход и начали осматриваться по сторонам, чтобы не словить какой-нибудь бонус в виде камня. Но чему быть, того не миновать… Буквально через пару минут, засмотревшись на пейзаж и вглядываясь в воду, дабы увидеть, что там под нами, может, рыбка плавает какая, может, что ещё интересное, я поворачиваю голову вперед и вижу, что мы идем прямо на камень. Размеры впечатляли. Камень, ровный, как плита, прямо по курсу. Всё, что я успел сказать рулевому, это: «Камень! Тормози!»

Но этого хватило только на то, чтобы напарник сбавил скорость. Мы ровно по середине этого камня и прошлись, естественно, ударились винтом. Остановившись, подняли мотор и со страхом осмотрели мотор. Вроде ничего критичного, но винт немного пострадал. Со стороны посмотрели на препятствие, которое попалось нам, оценили его масштаб и поплыли дальше ещё аккуратнее. Размеры камня на глаз были примерно два на два метра, глубиной около трех метров. Ещё раз убедились в том, что Ладога таит в себе много опасного и необыкновенного.

Времени на рыбалку оставалось не так уж и много, и мы решили по пути пройтись по заводям и попытать удачу в поимке щуки. Но все заводи пустовали. Ни одной поклёвки и даже ни единого намека на наличие рыбы.

Прокатившись по шхерам, мы приняли решение идти на берег и готовиться к отъезду. На часах уже было около пяти часов вечера, и, чтобы приехать домой не позже десяти вечера, надо было выезжать не позже семи.

По дороге домой, когда автомобиль нас катил по трассе, мы практически всю дорогу разговаривали про нашу поездку на Ладогу. Обычно так оно всегда и бывает, когда говорить хочется только о том, что было. Я смотрел на фотографии, которые удалось заснять, любовался пейзажами, скалами, бездонной Ладогой, снимками рыбы, которая была поймана, запечатлена на фотоаппарат телефона и отпущена.

Анализируя всё произошедшее, все условия, погоду, температуру воды, разговоры местных старожилов, мы пришли практически к единому выводу: рыбы в Ладоге стало меньше по большей части от прессинга со всех сторон. И, к сожалению, это неизбежно, и с каждым годом будет только хуже, и к этому надо быть готовым. С трудом верится, что в будущем сезоне рыбы в Ладоге станет значительно больше, а рыболовов меньше, это практически невозможно!

Друзья, я искренне извиняюсь перед вами за то, что свой отчет заканчиваю на грустной ноте. Но давайте будем честны не только с собой, а в первую очередь с природой, которая дарит нам эти незабываемые моменты, ощущения и чувства. Давайте уважать и ценить каждый момент. Ведь если не мы, то никто не сможет сохранить те дары, которые нам даны... Давайте думать о нашем будущем, о будущем наших детей.

Я благодарю каждого лично, кто прочел этот отчет. Вы потратили самое драгоценное, что у вас есть – это время. Уверен, что кому-то из вас он понравится больше, кому-то меньше, допускаю, что кто-то будет совершенно не в восторге от прочитанного. И это тоже хорошо, главное, скажите мне об этом, чтобы я знал, как писать в дальнейшем. В вышеизложенном я постарался максимально честно отразить свои накопленные мысли, переживания и опыт. Всем НХНЧ!
Рыболовная сумка "Рапала"Всё готово!
Осенняя рыбалка в Ладожских шхерахНаш корабль.
Где клюет окунь осенью на Ладоге
Рыбалка на окуня в Ладожских шхерах