По водохранилищу - в поисках стайного судака!

Сентябрьский судак

Дата рыбалки: 22.09.13Пойманная рыба:  СудакСпособы ловли:

Силикон

Вместе с Александром Мещеряковым на его триста сороковом "Ямаране" с пятнадцатисильной "Ямахой" весь сентябрь искали и ловили судака на Сурском море. Летом там же неоднократно пытались найти клыкастого, но увы, в основном нашим трофеем был окунь. Окунь был зачетного размера от 150 до 400 грамм, но по нему целенаправленно не упирались, было большое желание найти стайного судака.

В навигаторе давно была зашита карта района Сурского водохранилища до его затопления, поэтому ловили целенаправленно по рельефу. С таким серьезным и основательным подходом к поиску клыкастого на водохранилище летом совместно мы рыбачим первый год.

Начали с нуля, рабочих точек нам никто не слил. Пришлось поплавать и потыкаться в изрезанный рельеф водохранилища. Километры (русловых корыт) рек, множество припойменных озер и просто овраги и холмы - всё это сейчас затоплено и является донным рельефом водохранилища.

Как правило, судак любит твердое дно (глину, песок, камушки). Всё лето мы потратили в поиске интересных для судака мест. И один раз нам уже показалось, что мы нашли одно такое клёвое место, и даже поймали там трех зачетных клыкастых за килограмм, но радость наша была недолгой. Уже в последующие рыбалки место неоднократно пронулило. Мелкий судачок то там, то сям вешался на наши приманки, и кроме раздражения он ничего не приносил. Душу отводили на окуне, которого за два–три часа вдвоем можно было наловить до десяти килограмм.

И вот, в очередную рыбалку в середине сентября я было совсем отчаялся и к обеду успел перебрать весь свой запас нецензурных слов. Чтобы как-то успокоиться, мы ушли к «лагерям» за окунем. Встали на свою точку, всю акваторию прочесали по кругу на поводковую оснастку со съедобной резиной от "Счастливого Джона" и нашли мерного окуня. Окунь менее 150 грамм отправлялся за борт, всё что больше - на кукан.

Недалеко, в ста пятидесяти метрах от нас, была еще одна лодка с двумя рыбаками. На ней были отец с сыном, как потом выяснилось. Мы предположили, раз уж они здесь стоят с утра на тех же окуневых местах, значит они его и должны были ловить, это как минимум. Но как оказалось, они не видели и поклевки с самого утра.

Увидев наши успехи, если их таковыми можно было назвать, горе-рыбаки на своем пятисильном моторе с хорошим шумом в два этапа оказались в тридцати метрах от нашей лодки. Когда и это им не помогло обрыбиться, они с челобитной пришвартовались прямо к нашей лодке: "Ребята, научите нас, мы тоже хотим, как и вы." Показали, рассказали, мы - люди добрые. И ребята уже по-свойски встают на якорь в точку нашего заброса. И как это называется?

Но окунь не та рыба, из-за которой стоило портить себе остаток настроения. Десяток полосатых болталось на кукане, от нуля мы уже ушли, и мы решили оставить этих горе-рыбаков один на один с желанным для них окунем, а сами пошли искать свое счастье – несговорчивых клыкастых.

Очередное интересное, на наш с Александром взгляд, место так же пронулило, ничем нас не порадовав. А были здесь поклевки раньше, были. Двух судаков до лодки подводили, но и тогда они были не нашими. А место интересное – такой вот вытянутый на полсотню метров пупок с глубиной четыре-пять метров в окружении глубины в семь-восемь метров. И коряги есть, и рыбу сонар рисует около коряг, а клевого судака нет. Делать нечего, пошли искать удачу дальше, а интересных непроверенных мест - просто целое море!

Встали на якорь на семи метрах, перед резким свалом в затопленное озеро с глубиной 13 метров. И первых два заброса под углом к свалу принесли мне двух долгожданных "закилограммовых" судаков. Спасибо, Боже, услышал мои молитвы! Александр, видимо, плохо молился, у него два зацепа – два обрыва.

Помолившись как следует, еще раз сменили место дислокации – встали на глубину, вернувшись к классике джигового «жанра». То есть проводка приманки с меляка на глубину и, понятное дело, ступенькой. В этот раз Александр в молитве был усерднее, и за двадцать минут ловит трех клыкастых подряд, один из которых под треху, а я - ни одного за это время. Это вам как?.. А мне пришлось помолиться еще раз, и Бог услышал и мои молитвы - дело пошло.

То Александр испытывал на прочность свой мультовый комплект, то я гнул в дугу свою джиговую «Дайву» с одноименной «мясорубкой». Такого упористого и резвого судака я не ловил давненько. Долго мы наслаждались смачными поклевками в полном одиночестве, подняли более двух десятков клыкастых (не считая сходов), но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Как мы не старались, но наши временами активные телодвижения были всё же замечены одной парой менее удачливых на тот день рыбаков, мыкавших свое горе в лодке зелено-болотного цвета, как и их тоска..

И всё повторилось, как и в обед на окуневой точке. С расспросами не одолевали, а подрезали конкретно - "обурили". Но дежавю оказалось еще менее горьким, свою-то рыбу мы уже поймали. Поблагодарив Бога за удачу, мы пошли на берег, оставив тех рыбаков один на один со злыми клыкастыми. Скольких им удалось уговорить несговорчивых клыкастых, мы с Александром не знаем. Но место им так понравилось, так понравилось…, что на следующий день они прибыли на него с поддержкой еще пяти товарищей.

На следующий день мы были на точке еще по-темному, и вначале вроде бы были как и одни. Ветер с утра дул сильный, лодку то и дело срывало с якоря. До восьми часов поймали только по одному зачетному судаку. Перешли на двадцати-граммовые чебурашки, чтобы лучше чувствовать дно. Были еще лодки, но далеко от нас, в километре, не ближе, не считая "околобереговых" безмоторников, охотившихся за окунем.

Александру срочно понадобилось на берег, и мы без задней мысли, но по её велению, проследовали на берег. Когда вернулись на точку, в ее районе на нешуточных волнах болталось уже три лодки. Четко на нашем месте стояла ПВХ-ашка болотного цвета со вчерашними подсмотренцами. Мало того, что сами на «нашу» с потом и кровью разработанную точку, да еще и с пятью сотоварищами. Делать нечего, зад поднял – табуретка ничья, и мы стали прорабатывать противоположный плавный свал того же затопленного озера. Рыба на нем была, но не «клевая».

Сплавали мы на другое совсем уж маленькое озерцо - и там разочарование. Смотрим, а наших конкурентов то и дело срывает с якоря и несет. Но ребята настырные попались, да и поймали что-то (голов пять на всю шайку, как потом выяснилось). Настойчиво барахтаются на месте, а их сносит ветром то и дело.

И вот в очередной раз по воле ветра освобождается наша точка, и никого на дистанции заброса. Этот шанс мы не упустили, кто первый встал – того и тапки. Мы на своем законном утреннем (вчерашнем) месте бросаем по ветру далеко за свал. С ветром нам и подфартило. Судак вышел на семиметровый полив, а тут мы со съедобной резиной - и дело пошло. Мы с Александром трех-четырех уговорим, а вокруг одного на всех десятерых за это же время.

Прибавилось еще две лодки, от этого дальность заброса резко уменьшилась. Еще двое новичков с челобитной к нашей лодке швартуются (как к самым «удачливым»): "Ребята, мы первый сезон, давайте учите нас, мы тоже хотим, как и вы." Мы - ребята добрые, рассказали, показали. А те, как уже повелось, встают в точку нашего заброса. Я засмеялся (нет, заржал), Александр не выдержал и посетовал на сей беспредел. "Нас снесло", - говорят наши новые друзья и чуть смещаются от нас. Ловим, считай, из-под них, но опять же ловим. У учеников никак не ладится - ничего, научатся, если хватит терпения.

Поймав два десятка своих клыкастых, мы решили ретироваться из толпы, иначе и не назовешь это сборище на одной локальной точке. Через неделю (22:09.2013г.) ловили там же в толпе знакомых товарищей, которые стали уже как родные, скоро будем ходить в гости по вечерам друг к другу. Нам с Александром опять повезло, спасибо Богу. Поймали на этот раз только десяток, но своих клыкастых. Другим повезло меньше, 1-2 судака на лодку. А кому-то и того не досталось, наверное, плохо молились.

И маленький стишок в завершение данного повествования (про хреновую погоду):

Как же негоже, осень, ты что же,
Золотом в серость дня.
Стежки раскисли, грустные мысли
Целый сентябрь у меня.

Дождь поливает, листья срывая,
Ветер кружит хоровод.
В воздухе кисло, серость зависла,
Время бежит всё вперед.

Мне б хоть разочек, хоть на денечек,
Бабьего лета, но всласть:
Клин журавлиный, простор неба синий,
Так, чтобы космос видать.

Летучев Федор – Пенза – 2013г.