На рыбалку рыбу не брать, или Острова грибной удачи

Тихая охота на Волге

Дата рыбалки: 16.10.11Пойманная рыба:  ОкуньСпособы ловли:  На снасточку, Отвесное блеснение,

Блесна отвесная

Кастмастер

Поппер

Стример

Тюлька

В один из ясных и тихих октябрьских деньков мы с моей супругой Юлей и Василием Михайловичем, моим коллегой, на его катере решили прокатиться по волжским островам в поисках грибных мест.

В половине восьмого подъезжаем к энгельсской лодочной базе, утепляемся (отдаю Юле свою фуфайку от канувшего в лету “Волгателеком”) и отчаливаем от берега. Мотор удаётся завести не сразу. Но вот “Вихрь” прочихался и мерно зашумел. Тем не менее, на всякий случай мы взяли с собой ещё и мой “Меркурий”.

Вот, наконец, выходим за территорию базы в открытую воду и прибавляем скорость. Давненько не приходилось ощущать такую острую свежесть холодного осеннего воздуха…

Выезжаем к фарватеру и держим путь в сторону Усть-Курдюма, туда, где Василий Михайлович хорошо знает грибные места. Пока ехали, было пасмурно, но затем выглянуло низкое осеннее солнце, и стало немного теплее.

Уже в районе Усть-Курдюма замечаем в обширной протоке стаю ныряющих в воду чаек, глушим мотор и расчехляем спиннинги: судя по некрупным всплескам, здесь охотится небольшой окунь. Василий Михайлович забрасывает советский металлический спиннинг с инерционной катушкой, на котором стоит оснастка от “дорожки” (небольшой кастмастер и поводки со стримерами), а я традиционно оснащаю поппером любимый ультралайт.

Юля решила побыть в роли зрителя, а мы, встав у носа и кормы катера, стали делать забросы. У меня поклёвок не случилось, а Василий Михайлович вытащил одного небольшого окушка, которого по пожеланию Юли отпустил подрастать.

Больше поймать ничего не удалось, и мы высадились неподалёку на первый лесной остров. Ещё на берегу мы почувствовали острый вкусный запах грибов и, ободрённые близкой удачей, заспешили в лес. Сначала держимся вместе; Василий Михайлович рассказывает нам про те грибы, которые могут здесь повстречаться:

“В этих местах основные грибы – это вёшенки и песочники. Вёшенки ищите на коре недавно засохших деревьев, преимущественно на осинах, причём они могут расти и в двух, и даже в трёх метрах от земли. Песочники, соответственно, чаще встречаются в прибрежной части леса, где земля смешана с песком. Также в этих лесах можно увидеть грузди и шампиньоны.”

Вооружившись рогульками и пластиковыми ведёрками, разбредаемся по лесу, не отходя слишком далеко друг от друга, и разгребаем опавшую листву, которой нападало очень много, что затруднило нам поиски. Но вот слышим возглас Василия Михайловича и спешим к нему. Так мы с Юлей впервые увидели, как растут вёшенки; они оказались совсем не такими, какими представлялись прежде: вместо мелких невзрачных магазинных грибков мы увидели крупные белые и матовые шляпки на толстых ножках.

Помимо вёшенок, на стволах деревьев попадались в изрядном количестве и несъедобные трутовики. Обычные же грибы, которые растут в земле, искать в густой листве было гораздо сложнее. Мне попался только один свежий песочник и несколько старых груздей, тогда как Василий Михайлович, будучи опытным грибником, довольно часто находил вполне съедобные и песочники, и грузди.

Собравшись возле катера, решаем переехать на другой островок. Попетляв в протоках, высаживаемся в очень уютном и живописном месте: чистая прозрачная вода отдаёт синевой, а на её фоне горит золотым огнём опавшая листва вперемежку с ещё зелёными листьями и камышом. На прибрежном пригорке кто-то соорудил деревянный столик с пеньками в качестве стульчиков, а для удобного спуска к воде предназначалась красивая деревянная лесенка с перилами. Вот только грибов нам тут найти не удалось, попались лишь уже постаревшие вёшенки, росшие возле лужайки за столиком.

Пообедав на свежем воздухе и понаблюдав за подводным охотником, проплывавшем мимо нас в акваланге («подвохи» приехали сюда на роскошной яхте), перебираемся на другой берег протоки, но и там грибов нет, да ещё и земля довольно сухая. Теперь движемся в обратном направлении и причаливаем возле разбитой бетонной пристани, на которой когда-то стоял дебаркадер.

Вот где, оказывается, были самые грибные места! Отличилась Юля: нашла единственный на сегодня крупный гриб-зонтик и большое семейство вёшенок, причём шляпка самой крупной из них была размером с крышку от ведра! Даже Василий Михайлович не видел раньше таких огромных вёшенок!.. Я же нашёл здесь лишь несколько старых шампиньонов, росших на открытой полянке среди листвы.

Сфотографировавшись с “трофейными” вёшенками, садимся на катер и едем на коренную Волгу в районе Пристанного, где скопилось множество разнокалиберных катеров и лодок, ловящих сплавом мелкого судака. Присоединились к этим экипажам и мы: Василий Михайлович ловит на тюльку, как и большинство рыбаков, а я дёргаю отвесным удильником с блесной-трубкой. Вокруг нас то тут, то там регулярно кто-то тащит небольшого судачка, а у нас полный ноль, лишь у Михалыча судак обгрыз одну тюльку… Юля же в это время мирно дремала, закутавшись в тёплую фуфайку.

Устав от бесклёвья, уходим в тихую протоку и причаливаем у того места, где купались летом. Перекусив, решаем напоследок ещё раз поискать грибы напротив того острова, где мы летом обкатывали мой мотор. И, надо сказать, интуиция нас не подвела! Этот остров был “мой”: я набрал здесь за полчаса целое ведро отборных вешенок, тогда как Василий Михайлович с Юлей остались почти что ни с чем. Вот как интересно вышло: три острова, и на каждом удача улыбалась кому-то одному.

На катер садимся уже на вечерней заре, а на базу прибываем в сгущающихся сумерках, оставшись очень довольными проведённым на природе временем. После этой поездки мы питались вёшенками всю неделю, и жарив их, и варив, а грузди и песочники я засолил в 800-граммовой баночке по рецепту Василия Михайловича – будет закуска к Новому году!

И только потом до меня дошло, почему у нас не задалась рыбалка: мы же взяли с собой из дома сайру и с аппетитом скушали её в обед, а ведь существует негласный рыбацкий закон: рыбу на рыбалку не брать. Вот и не верь после этого в приметы…