В поддавки с Неманом. О покорении пока говорить рано!

В поддавки с Неманом

Дата рыбалки: 27.08.15Пойманная рыба:  Окунь, ПодлещикСпособы ловли:

, Фидер

Манная болтушка

Пенопласт

Перловка

Прикормка самодельная

Так случилось, что почти за полтора десятка лет жизни вблизи от большой реки Неман я как-то не был вовлечён в рыбалку на нём. Собственно, пару раз я там побывал: то ездил с другом, когда он ловил на кораблик, то на ночную рыбалку с ним и его семьёй. Поскольку результаты тех рыбалок не впечатлили, а мест для рыбалки вокруг Лиды, да и в ней самой, всегда было в достатке, то попыток дальше рыбачить на реке я не делал.

Уже в позднее время, ощутив радость рыбалки на Куре, Араксе, Арпачае, Усе и Москве-реке, я стремился восполнить этот пробел в рыбацкой жизни и попасть на Неман. Первая такая встреча состоялась в августе 2010 года после неудачного похода на Харуту и возвращения в задыхающуюся от торфяных пожаров и жары Москву.

Тот август и в Беларуси был жарким. Я простоял на левом высоком берегу реки, но, к сожалению, был один и всей специфики ловли не узнал. Более того, не рассчитал силы течения, безжалостно сносившего мои легкие кормушки к берегу, как назло, заросшему высоким непролазным кустарником. Мне было бы удобнее ловить с противоположного пологого берега, с песчаной косы, но лодку я с собой не брал. Тогда ловля в проводку принесла неплохой улов уклеек и плотвичек, он и стал моим достижением за три дня.

Теперь же мне предоставлялась возможность реабилитироваться. Кормушки значительного веса лежали наготове. Взял я с собою и спиннинг с блёснами, надеясь на хищника.

Заранее договорившись о размещении и питании, 27 августа 2015 года я выехал в село Белицу. Оно довольно старое и упоминается в записках Дениса Давыдова. В советское время оно располагалось на трассе и потому было людным, шумным. Я проходил службу в одной из частей Гезгальского гарнизона неподалёку от села и часто по разным вопросам заезжал в него. Позже трассу вынесли за пределы села, население постарело, и село будто вымерло.

Сразу по приезде я с радостью познакомился с братом хозяйки дома Юзиком, заядлым рыбаком, каждый день проводившим свой отпуск на рыбалке. С ним мы почти ровесники и сразу перешли на «ты». Меня несколько удивила его нелюбовь к донкам и явное предпочтение поплавочной удочки.

Мне не терпелось посмотреть место ловли и понять, стоило ли менять на него то, где я рыбачил в 2010 году. Поэтому уже в 18 часов мы с Юзиком рванули к реке. До Немана идти было километра два. Спустя пятнадцать минут мы оказались на правом, высоком берегу Немана. На левом берегу в это время располагался рыбак, наблюдавший за семью донками. Русло шло ближе к нашему, правому берегу, и когда рыбак перебрасывал свои снасти, тяжёлые кормушки с шумом падали в воду вблизи от берега.

Юзик показал мне свои кормушки, но я отказался от них, опасаясь порыва лески на своих фидерах. Привезённые мною кормушки сносило течение, и пришлось их утяжелять пластинками свинца, захваченными из дома. Прикормку я тоже привёз из Лиды – запаренная с укропом перловка должна была, по моему разумению, очаровать всю рыбу, но Юзик только усмехнулся и заметил: «Тут всё дно перловкой усыпано. Вот посмотришь, сколько рыбаков приедет в пятницу, и это здесь, не в самом лучшем месте!» - «А где же лучшие?» - поинтересовался я. - «В устье реки Молчадь и под мостом через Неман, но соваться туда смысла нет. Там как в армии: одна бригада рыбаков сдаёт пост другой бригаде, и так продолжается с весны до глубокой осени, - ответил Юзик. - В общем, рыбы меньше, чем рыбаков…»

Позже он показал мне своё место ловли рыбы. Это были окна, вырубленные в кустарнике, росшем по-над высоким берегом, откуда Юзик делал свои забросы, клал грузила с поводком на дно и ждал поклёвки, поглядывая на лежащий на воде поплавок. Как правило, это были места в реке с обратным течением и просматриваемым сверху песчаным дном. В других местах, где вода неслась стремительно, он спуск делал выше, а удочку выставлял на ветку и следил за провисшим на леске поплавком. Груз и поводок с наживкой держало на весу течение, практически не давая им опуститься на дно.

Мне тут же вспомнилась аналогичная рыбалка на Куре в Грузии и на Карасу в Армении. Если на Куре такая ловля была обусловлена быстрым течением, то на Карасу попавшую на дно наживку тут же обгладывал рак, и ловля в отвес была единственным способом поймать рыбу.

Здесь же, как оказалось, разведшиеся в невероятном количестве бобры просто заполонили дно брёвнами, ветками, и стоит опустить крючок на дно, потеря его будет неизбежна. Поплавочную удочку я с собой не брал, предполагая обойтись фидерами и спиннингом.

Вечерний выход не принёс мне никакой удачи, даже поклёвки я не видел, а величина пойманной соседом напротив рыбки меня не воодушевила. Этот рыбак остался на берегу на ночь, а мы с Юзиком и его десятком разнокалиберных окуней отправились домой, где я перевязал поводки на фидерах с лески на плетёнку.

Тех, кто привык вставать рано на рыбалку или за грибами, заранее заведённый будильник только выводит из себя. Каждые пятнадцать минут подскакиваешь – а вдруг не прозвенит? В общем, оба мы встали почти одновременно – в 04:35 и, позавтракав, отправились на реку.

Кстати, эти три дня явились своеобразным переломным моментом в погоде. Если первым утром туман вообще отсутствовал, то уже утром второго дня он тянулся местами, таял в низинах. На третье утро он повис такой плотной пеленой и очертил белым все паучьи сети на траве, что стало понятно: наступила осень. Дневные температуры оставались вполне летними – 26, 27, 28 градусов тепла. Наступало полнолуние.

Рыбак, просидевший всю ночь на левом берегу, ответил на приветствие и мрачно заметил, что за ночь ни одной поклёвки он не видел. Я не стал ходить по берегу в поисках лучшего места, а направил свои кормушки в струю неподалёку от берега, настроил спиннинг и с видом знатока пошёл изучать дно и перспективные направления для бросков. Поменяв несколько типов блёсен от вертушек и колебалок до виброхвостов и поролонок, я оторвал одну блесну при забросе и успокоился: хищник меня тут не ждёт.

Но удача меня не подвела, и во время поклёвки я оказался поблизости и постарался подсечь добычу. Уже выводя рыбу, я отметил для себя, что она взялась на пенопласт – на поводок, привязанный к кормушке. Подсачек, который я было схватил, оказался не у дел: рыбу я потихоньку вывел на песчаный берег, как это зачастую делаю на Москве-реке. Следуя приметам, лишь тогда я достал из пакета садок, развернул его, протолкнул внутрь подлещика, сделал фотоснимок и спустился к реке, чтобы опустить его в воду.

Радость охватила меня, и промелькнула мысль: «Неман покорён!» Омрачало только то, что ни опарыша, ни перловку на крючках так никто и не попробовал. В таком же бесклёвье мы с соседом с левого берега простояли до полудня, после чего отправились домой на обед и отдых. Подлещик потянул на 900 граммов при росте в 41 сантиметр. После разделки и пластования хозяйка его зажарила.

Меня же мучила мысль: что не так со снастями? К вечерней ловле я поменял оснастку с асимметричной петли на простую кормушку на противозакручивателе, а поводки вновь поставил из лески, увеличив их длину до сорока сантиметров. Но рыбалка вечером не дала никаких результатов: места оказались заняты рыбаками, и я ушёл в кусты, где рыбачил прежде Юзик. Он же уехал копать картошку.

Там, в кустах, я познакомился с местным жителем, который провёл настоящий мастер-класс по ловле окуня на живца. Своей неторопливостью и методичным толкованием происходящего на реке он был похож на убелённого сединой профессора, объясняющего глупому ученику элементарные вещи. «Всё, чего коснулись люди, постепенно теряется, исчезает. Построили плотину в Литве, и в реке пропал усач, угорь… Теперь плотины ниже, в районе Гродно, и рыбы стало меньше. Её здесь выбирают вплоть до малька… После пресса рыбаков наступает пресс аквалангистов с ружьями. И откуда ей взяться при таком раскладе? На опарыша ловить уже не сезон, - заодно пояснил он. - Здесь никакой ямы нет, глубина до полутора-двух метров».

В процессе разговора он так же методично и аккуратно разложил шестиколенку Новополоцкого комбината, которые были у меня в ходу лет пятнадцать назад, потрещал катушкой «Невская», выпуская леску, достал из ведра пескаря… Мы стояли у окна в кустарнике, мимо мощно текла вода и темнела глубь. Мужчина со знанием дела перевёл поплавок из гусиного пера, продетого в кусок пенопласта, выше по леске, делая больший, чем глубина в том месте, спуск. «Как раз будет видна поклёвка», - заметил он мой вопросительный взгляд и с первого раза легко забросил снасть в воду. Струя подхватила поплавок, леска натянулась, но веток дерева и кустов не задевала. Ожидание оказалось непродолжительным – последовала поклёвка, дёрнулся поплавок, но мужчина дал ещё несколько секунд на процесс заглатывания пескаря и подсёк рыбу. Окунь граммов за 250 бился на крючке, так сильно заглотив пескаря, что достать его так и не удалось.

Уже уходя вечером с рыбалки, я увидел, как ребята, остающиеся на ночь, ставят донки. Я поинтересовался клёвом и у них. Оказалось, что одному удалось поймать пару сырти весом около 200 граммов и пару подлещиков до 300 граммов. А донки они наживляют «угрявками», добытыми тут же в прибрежном песке с помощью специальной лопаты. На самом деле это пескава, личинка миноги, и когда-то давно я вместе с другом искал её для рыбалки на берегу Дитвы, в районе Доржей. В общем, тоже известный вариант наживки.

С утра третьего, воскресного дня я решил запастись пескарём, переоборудовал фидер в удочку и прямо так, без поплавка, поймал штук шесть пескарей, штуки три уклейки и плотвичку. А до того немного прошвырнулся по окнам зарослей со спиннингом и на вертушку MEPPS AGLIA № 1, дооснащённую хвостиком, вытащил окуня на 300 граммов. Он и стал последней моей добычей на Немане. Так что о покорении его пока говорить преждевременно.

Результат ночной ловли соседей оказался тоже невысоким: попалась щучка весом меньше килограмма. Видимо, и хищника здесь мало. Подтверждая слова нового знакомого о рыболовном прессинге на реке, двое мужчин методично прочёсывали акваторию на моторной лодке, шедшей на малом ходу. С её кормы торчали спиннинги, ребята ловили на дорожку.

Каждое место ловли имеет свою специфику, и если не узнать или не вспомнить её, можно остаться при нуле. Жаль, что я не попал на Неман в лучшие времена, когда вода в паводок поднималась чуть ли не до села, когда было много рыбы и мало рыбаков...

Всем удачи и НХНЧ!
Вечер на Немане.Вечер на Немане.
Правый берег пока пуст, а на левом сидит рыбак с семью донками.Правый берег пока пуст, а на левом сидит рыбак с семью донками.
Рыбалка на Немане на фидерВечереет, а поклёвок так и нет.Вечереет, а поклёвок так и нет.
Закат. Пора домой.Закат. Пора домой.
Сиреневый туманРаннее утро пятницы. Тишина.Раннее утро пятницы. Тишина.
Подлещик в садке. Рыбалка на Немане.Вот и первенец.Вот и первенец.
Где клюет лещ в БелоруссииЮркий оказался, чуть не сбежал.Юркий оказался, чуть не сбежал.
Как почистить леща для жаркиВ натуральную величину - 41 сантиметр и 900 граммов.В натуральную величину - 41 сантиметр и 900 граммов.
Рассвет второго дня рыбалки.Рассвет второго дня рыбалки.
Причудливые облака и ярко-голубое небо последних дней августа.Причудливые облака и ярко-голубое небо последних дней августа.
Закат второго дня рыбалки.Закат второго дня рыбалки.
Полнолун.Полнолун.
Туманный рассвет третьего дня рыбал.Туманный рассвет третьего дня рыбал.
Окунь на вертушку МеппсПрощальный подарок Немана.Прощальный подарок Немана.