Зимняя сахалинская экзотика: ночная ловля налима

Зимняя рыбалка на налима

Дата рыбалки: 05.02.18Пойманная рыба:  НалимСпособы ловли:  БлеснениеПриманки:

«Так как основная ловля налима происходит ночью, то такая рыбалка имеет свои особенности. Ночью на кормежку налим выходит на отмели и средние глубины (4-7 метров). Если ставятся жерлицы, то тут всё просто: вечером их ставят, а утром проверяют.

Если же непосредственно присутствуешь на ловле, то необходим источник света. Этот вопрос отпадает, если рыбачишь недалеко от населенного пункта или освещаемого объекта. Такие места есть в окрестностях Казани, например, за речным портом, возле элеватора у маяка. Также ночной ловле налима способствуют ясные лунные и звездные ночи.

Другое дело, если рыбачить далеко от населенного пункта и при облачном небе. В этом случае необходим искусственный источник света. Это может быть либо керосиновая лампа, либо какая-либо горелка и так далее. Но чаще всего разжигается большой костер, вокруг которого расставляются удочки. Количество их может доходить до двух десятков и более, и круг, образованный ими, может быть довольно внушительных размеров.

Такая рыбалка обычно коллективная, в ней участвуют сразу несколько человек. Таким образом, костер разжигается в центре и освещает вокруг стоящие удочки, а рыбаки непрерывно ходят друг за другом по кругу, следя за поклёвками и расчищая замерзшие лунки.

Перед ночной ловлей можно увидеть следующую картину: рыбаки тащат на лед ветки, палки, дрова – на санях, в рюкзаках, кто во что горазд. Так они готовятся к ночной ловле налима. Таким образом налима ловят, например, на реке Вятке в Мамадышском районе. Преимущественные глубины в месте ловли составляют как раз 3-5 метров.»
Борис Кузнецов

Однажды зимой мы с друзьями собрались на одну из самых больших и богатых рыбой реку северного Сахалина – Тымь. В это время года можно было рассчитывать на не очень богатый улов, голец и кунджа не начали ещё активно подниматься в реки острова. Таймень также заходит с моря и стремится на нерест в верховья рек ближе к весне.

По рассказам местных, можно было рассчитывать на налима, который после икромета довольно активно должен питаться. Также весь год в реке есть крупный чебак и красноперка, иногда попадается щука.

Но, если сказать честно, для меня собственно рыба не представляла большого интереса. Важна была, как говорится, сама «канитель», да и я рассчитывал больше на возможность пофотографировать зимнюю сахалинскую природу.

На рыбалку собрались мы втроем, приготовили необходимые снасти и приманки, закупили необходимые продукты и рано утром выехали из поселка Ноглики к месту впадения в Тымь небольшой речушки с интересным названием Парката. Недалеко от этого места, по нашим сведениям, была небольшая рыбацкая избушка, в которой мы рассчитывали расположиться на несколько дней. В УАЗик мы также загрузили снегоход «Буран» и нарты.

Примерно через час мы были уже на месте. Сгрузив наш снегоход и вещи, попрощались с водителем и вскоре тронулись к месту рыбалки. Хотя ночью был небольшой морозец, нарты иногда глубоко проваливались в снег, и приходилось помогать их вытаскивать на более плотный наст.

Так, с небольшими остановками, мы выбрались наконец на лед. Не буду оригинальным, если скажу, что почти любая зимняя рыбалка, а если совсем уж честно – любая рыбалка обычно начинается с организации импровизированного стола на скорую руку, только после этого рыбаки начинают забуриваться и разматывать свои снасти. Мы не стали нарушать рыбацкие традиции, и когда тепло пошло по организму от её, «родимой», приступили к бурению первых лунок.

Лед был довольно толстым, поэтому пришлось изрядно попотеть, так как каждый приготовил для себя по две-три лунки. Наконец, снасти были запущены под лед. Каждый из нас установил по донке на тампон из икры или короеда, кроме этого, кое-кто стал пробовать блеснить.

Местные рыбаки при рыбалке на блесну подцепляют на тройник короедов (это такие древесные «червяки» до пяти сантиметров длиной). Хотя, по идее, блесна при этом должна хуже играть, но на практике результат при таком сочетании всегда лучше, чем на блесну с голым тройником. Очевидно, рыба хорошо чувствует запах приманки, и маленькие частички от короеда также привлекают хищников.

Мы не успели ещё обрыбиться, как увидели подходящих к нам троих рыбаков. Как оказалось, они здесь рыбачили уже несколько дней, но похвастаться им тоже особо было нечем. На живца и блесну ночью попадался некрупный налим до 1-2 килограмма, днем вяло брал чебак, голец и красноперка.

Местные рыбаки ловили рыбу за поворотом реки на большой яме. В принципе, мужики сегодня собирались уже домой и полностью освобождали для нас избушку. Видно, что они толком не проспались и были, что называется, с большого бодуна, так как крепкий мужицкий дух от них чувствовался на приличном расстоянии.

Что-то творилось с погодой в эти дни, обычно рыбалка в это время, по их рассказам, должна быть значительно удачнее. Выбора у нас не было, коль уж мы приехали на это место, да и какой рыбак повернет домой, раз выбрался на хорошую речку.

Клёв с утра был довольно вялым. Поймав по несколько штук красноперки и чебака, мы единодушно решили, что нужно менять дислокацию, то есть поискать более уловистое место. Сборы были недолгими, и вскоре мы уже были на новом месте. Очевидно, здесь пробовали ловить рыбу местные, поэтому готовых лунок было достаточно. Прямо на льду осталось большое кострище от костра. Видимо, мужики регулировали налимье поголовье не одну ночь, кругом валялось с десяток пустых бутылок из-под огненной воды.

Несмотря на неактивный клёв сегодня, мы всё же надергали немного разнорыбицы и к вечеру двинулись к своему «бунгало». Изба – лесной отель ползвезды, покрытый сверху метровым снегом, есть печь прямо у входа, все удобства на дворе. Сообща наготовили дров, сварили немудрящий супец, поджарили свежей рыбёхи и завалились пораньше спать, так как после проведенного на свежем воздухе дня наши организмы требовали безотлагательного отдыха. На рыбалку решили сходить ближе к полуночи.

Неплохо выспавшись, направились на клёвое место. Снаружи был приличный мороз, но идти было легко, так как наст уже хорошо промерз. По светлому мы заготовили сушняка, поэтому сразу же занялись костром. Запустили чуть позже свои удочки под лед, и рыбалка началась!

Сразу скажу, что мы поймали всего несколько небольших налимчиков. Очевидно, до нас ямку хорошо обловили. Когда изрядно подмерзли, несмотря на костер, решили идти до избушки. Перед уходом зарядили несколько удочек на корюшку-малоротку.

Утро было великолепным и солнечным, мы выспались вволюшку и после чаепития, подкрепленного слегка огненной водой исключительно с целью не забыть её обалденный вчерашний вкус, загрузили все наши вещи на снегоход и тронулись к месту вчерашней рыбалки.

Начали проверять наши импровизированные жерлицы, заряженные еще вечером. Мелкую корюшку-малоротку, которую мы использовали в качестве живца, мы привезли с собой. На некоторых из наших удочек уже сидели налимчики и, вероятно, ждали нашего прихода.

Вокруг посвистывала птичья мелочь и иногда подавали голос рябчики. По берегам реки росло много вербы, которая уже начала распускаться, хотя снегу кругом было ещё очень много. Было много заячьих следов на снегу. Очевидно, в наше отсутствие ночью беляки конкретно здесь давали гопака. Чувствовалось, что скоро придет настоящая весна.

Клёв в течение всего дня был вновь неактивным. Мы пробовали также блеснить, но безуспешно. По-любому, вместе с ночным уловом мы поймали довольно прилично разнорыбицы.

Незаметно подкрался вечер, и мы решили сегодня ещё раз попробовать ночью половить налима. Приготовили дров для костра, так как в вечернее время ещё было довольно морозно. Темнота ещё не наступила полностью, но налим потихоньку начал хвататься за наши железяки. Правда, поклёвки были очень редкими и довольно осторожными. Налим брал на блесну с кусочком рыбешки на самом дне и часто срывался.

Но прошел примерно час, и, наконец, масть пошла, как говорится. Очевидно, мы расшевелили этих представителей речного мира. То один, то другой вытаскивал очередного налимчика. Правда, налим был не очень крупный, наверное, наши коллеги ранее хорошо отрегулировали его поголовье.

Но сама рыбалка мне очень понравилась своей необычностью и романтичностью. От костра шло тепло, хотя морозец поджимал с каждым часом. По небу проплывали низкие и темные тучи. Никогда раньше я не рыбачил ночью на налима!..

Через пару-тройку часов клев пошел на убыль, и мы единодушно решили двигаться в сторону избушки. Сборы были недолгими, и мы вскоре уже подъезжали к своей фазенде. Затопили печурку, заварили вновь на скорую руку таежный супчик и вскипятили чайку. Чай вскоре дошел на печке и источал настоящий таежный аромат. Ребята все понимали толк в этом божественном напитке.

За чаепитием обсудили наши планы на завтра. Наши коллеги решили более обстоятельно обследовать этот интересный участок. Незаметно за разговорами засиделись до полуночи, при этом выпив пару чайников чая. Наконец созрели, чтобы начать укладываться в люлю. Правда, кое-кто посообразительней как бы невзначай определился с местом предстоящей ночевки. Ну, не будешь же, действительно, жребий кидать, кому где спать... Я вроде бы по старшинству был в приоритете, но это обстоятельство никак не отразилось на распределении мест. Да, в принципе, это не самое важное, наверное.

Мы с Михалычем начали укладываться на полу: под низ спальников расстелили коврики, куртки и другие теплые вещи, подбросили в печурку дровец. В избе было очень тепло и уютно, в печурке весело потрескивали дрова.

Обменялись впечатлениями от сегодняшней рыбалки. Мои коллеги были не жадными до рыбы, так же, как и я, и было принято единодушное решение завтра ехать до дому. Я был тоже вполне удовлетворен выездом, кроме всего прочего, сделав несколько кадров этой экзотической рыбалки.

Было уже довольно поздно, и мы завалились спать. Печка быстро прогорела, пришлось пару раз подкидывать в неё дрова, так как на улице было еще довольно морозно.

Утром вся команда проснулась одновременно. Все удобства, как я уже упоминал, естественно, на дворе. Довольно свежо, несильный утренний ветерок гуляет по вершинам елок. Набираю в пригоршни хрустящий снег, окунаю в него морду лица. Хорошо! Снег моментально тает, морда горит, хоть прикуривай, остатки сна улетают безвозвратно прочь...

Кто-то из ребят уже затопил печурку, сухая лиственница отдает свои калории. Чайник начинает вскоре пофыркивать, и вот все мы уже за столом. Колбаска, зелень и все такое... Хотя с утра пьют только аристократы и дегенераты, в такой компании всегда находится кто-то, кто произносящий всем знакомую фразу:
-Может, по пять капель?
Отказников, как правило, обычно не находится...

После этого все навалились на утренний чай. Через полчаса начинаем собираться, и вскоре снегоход приносит нас на речку. С утра на восходе приличный мороз, все веточки блестят и сверкают на свету. Не могу удержаться и прошу Михалыча, чтобы он тормознул, делаю пару кадров.

Подкатываем к оставленным вчера удочкам, кое-где сидят небольшие сахалинские налимчики. Решаем проехать пару километров вниз по реке и попробовать на свежем месте. И вдруг мы увидели лисичку... Она медленно пробегала мимо и совершенно не обращала на нас внимания. Вдруг остановилась и стала нас разглядывать безо всякого страха. Конечно, она была не такая красивая, как зимой. Весной, очевидно, лисы теряют привычную осторожность и часто подходят близко к человеку.

В другом месте мы кормили одну рыжую бестию почти с рук, когда остановились на короткое время на побережье. Она совершенно без страха подбежала к нам, и мы сделали несколько неплохих снимков.

Обратная дорога была довольно трудной, так как снег был рыхлым, и наши нарты часто зарывались в него по самое не хочу. В этом случае приходилось спрыгивать с них и буквально выдирать из снега. И всё же через полчаса мы успешно преодолели трудную дорогу и вскоре были на трассе. На подобной рыбалке мне удалось с друзьями побывать ещё раз...
Зимняя ловля налима на Сахалине
Как ловить налима зимой на Сахалине
Сахалинские налимы
Лисица с рыбойУтащила рыбку.