Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
В. Степанов
Я бы ещё добавил, что самая прекрасная.
В моей жизни всё часто происходит неожиданно и спонтанно, отчего и более интересно. Вот ещё пять минут назад я что-то планировал, в голове набрасывал схему действий и так далее. НО…
Звонок друга всё перевернул с ног на голову, изменил ход событий, начал создавать другую историю. Сразу последовал вопрос: «Поедешь со мной на Ямал?» - «А что сразу не на Северный полюс?» - ответил я. Но всё оказалось не шуткой, предложение было реально. Причем он сразу знал, чем меня зацепить: говорит, надо помочь провернуть один фронт работ, близкий к моему образованию, мол, едем ненадолго, и самое клевое, что рядом есть река, в которой полно РЫБЫ! Можно половить… Свободное время будет.
Ну как я мог отказаться, тем более что за всё платит организация, да ещё и заработную плату обещают. Предложение просто бесподобное: ты едешь на экскурсию, на рыбалку, и за это тебе ещё и заплатят. Правда, есть и минус: придется поработать, ну, нас работой не испугаешь, все плюсы перевешивают. Когда ещё такой шанс выпадет?
Долго не думал, обговорив мелочи, стал готовиться. Ну а что нужно для такой поездки? Правильно, сумка, минимальный набор вещей. Но я еду и на рыбалку, это вносит коррективы. Опыт поездок, служба на Кавказе, долгие рыбалки - всё помогает в выборе того, что нужно и что нет.
Было объявлено, что едем до Воркуты поездом, далее вертушкой. С вертушками мы знакомы, может так статься, что до неё придется тащиться не одну сотню метров и не по самым лучшим дорогам. Я решил заменить сумку (чемодан на колесах) вместительным рюкзаком, его выбрать - самое сложное, и не прогадал, в свете дальнейших событий и приключений.
Выбрал приличный контейнер из пластика, в него уложил рыболовные причиндалы, блесны, резину, крючки, грузы, кормушки, всё по минимуму, но самое рабочее и проверенное. Пришлось купить и новое телескопическое удилище, чтоб место мало занимало. Самое сложное: я не знаю, что за река, какие условия, что там ловится, какая рыба водится? И узнать не вышло, лишь предположения. Мало того: даже пункт конечного назначения так и не выяснили, обозначили лишь как ямальский берег Байдарацкой губы. Понятие весьма обширное.
Также немного продуктов в дорогу, термос и литр мёда в баклажке. Мёд и термос оказались самыми востребованными. Ну и куда же без фотоаппарата. Правда, с дополнительным объективом и внешней вспышкой он занял приличное место и добавил вес, пришлось отказаться от пары теплых вещей. Не в ущерб конечно, термобелье, шерстяные носки - это обязательные вещи.
Вот я и готов, посидеть на дорожку, обнять детей, поцеловать жену, и в путь. Ну, не буду рассказывать о наших РЖД, все и так знают. Воркута - самый северный город нашей Родины, безморозный период составляет всего около 70 суток (даже летом иногда возможны заморозки), тогда как продолжительность зимы - около восьми месяцев. Сам город меня не впечатлил. Да и долгого знакомства с ним не было.
Сразу по приезде нас встретили на вокзале, это было приятно, посадили в микроавтобус, а дальше… дальше включилась особенность нашей страны, ее неподражаемость и исключительность. Всё пошло не по сценарию, то есть абсолютно. Я даже не удивился происходящему и, пожалуй, был самым спокойным из всех. Выяснилось, что вертушка для нас не зарезервирована, да и вообще полёты расписаны чуть не на год вперед. Поэтому поедем на вахтовке, но и тут засада, она сломалась, едя к нам, ей повезли запчасти, надо ждать…
Ждать так ждать. Я, недолго думая, пошёл в парикмахерскую, ну не успел я дома. Да и голову помыть заодно после трех суток поездов не самое плохое решение. Дело к ночи, дождались. Выдвинулись. Поездка на вахтовом «КАМазе» по не самым ровным дорогам, да ещё и шесть часов кряду, ночью - отличное развлечение после трех суток поездов...
Привезли на берег моря, Карского моря. Темно и никого, никто не встречает, водитель сам не знает, куда нас девать, устал он просто напрочь, получается, выехал-то он нас встречать ночью, сломался, весь день чинился и всю ночь нас вез. На берегу моря шаланда, по другому не назвать, явно не покоритель морей. Растолкали капитана, говорит, нас повезет, но днем, как волнение на море утихнет.
От берега километрах в семи - вахтовый городок, повезли нас туда. Там все не рады, деть нас некуда, городок сворачивают. Посадили нас в бане, хоть тепло, на улице уже явно не июль. Несколько часов в бане, шесть человек, уставшие с дороги, состояние… промолчу.
Наконец пора и дальше. Загрузились и поперли. Ну что такое восемь часов по морю с хорошим волнением на речной посудине… Хорошо, были у меня сосательные конфеты, но и они не всем помогли, да ещё и на пустой желудок, наверное, к счастью. Ваш покорный слуга всё гордо выдержал, не без усилий, конечно, чего уж говорить. Правда, катер был не простой, а гидрографический. Какой же у него отличный эхолот, это шедевр. На 21-дюймовом мониторе, в цвете, в 3D, обрисовывает весь рельеф дна на несколько метров вперед - мечта рыбака.
Прибыли на место. Дальше всё хорошо: поселили, накормили, накупали, спать уложили. Оказалось, наше оборудование, которое должно было уже быть на месте, ещё где-то в пути, и мы не можем производить работы. Вот и время для рыбалки.
Итак, тундра. Может, весной она и красивая, но осенью угрюмая и скучная. Пейзаж никак меня не порадовал, та же волгоградская степь, только с лужами везде. Справа море, считай, Северный Ледовитый океан, прямо - речка Яра-Яха, слева и сзади тундра, вот и всё. Погода мерзопакостная, сыро, ветер, холодно. Выяснили у более-менее долгих обитателей городка ситуацию с рыбалкой. А что выяснили? Да то, что ничего мы не поймаем, не сезон, ушла рыба на дальний кордон, и ещё луна куда-то завалилась, и пока Росомаха на горе не свистнет, то и рыбалки не будет. Только проверенным методом, сеток несколько порядков.
Делать всё равно нечего, пошли счастья пытать, поблеснили, поджиговали, результата ноль. Раздобыли в столовой мяса размороженного, каши от завтрака, пошли пробовать фидер. Первым делом попытали счастья в самом море, так как было обещано, что может клюнуть небольшая камбала, но как-то не заладилось.
На второй день река Яра-Яха. Кусочек мяса на крючок, и... И ничего, тишина, ещё и течение зверское какое-то, притом сначала в одну сторону, потом в другую. Выяснилось, что это приливы-отливы, да такие сильные. Мне, человеку с Волги, непривычно, однако.
Один из нашей компании подмерз, начал всех торопить в вагончики, зачем, дескать, фигней маяться, тем паче что и Росомахи не видать пока. Но терпение и труд всегда рыбку дадут, и вот отличная поклёвка. Да дерзкая… тащу, сопротивление, как у окуня, и вот он, мой трофей. Как звать, не знаю. Но заглотил до самой…
Рыбка очень красивая, первая, такая приятная. И дело пошло, по крайней мере у меня, шесть штук одна за другой. Насадил вместо мяса кусочек рыбки, клёв ещё улучшился, на свежатинку пошла. Я доволен, уже не зря приехал.
Выяснилось, что это навага. Притом всех удивило, что я поймал, ну, я-то в себе никогда не сомневался. Мой друг, к сожалению, вообще не поймал. Ещё после пару раз выходили ловить, но менее успешно. Пришлось начинать работу, после окончания работ было много времени половить, но не было возможности. Резко похолодало, встал лед, но из-за отливов-приливов постоянно ломался и был тонким, на него не выйти, хотя сказали, что со льда отлично отлавливались, когда окрепнет окончательно. На этом мои эксперименты закончились.
Ещё рассказывали о чудо-озерах с щуками от пяти килограммов, клюющими при каждом забросе, да и фото щук показывали. Но туда нам попасть не удалось, не было возможности у вахтовки нас туда забросить, а жаль. Также покушали омуля и других рыб, точного названия и не запомнил, всё вкусно.
Обратная дорога была чуть менее приключенческой, но, правда, по морю с двумя пересадками на различные корабли. Основную часть времени шли на голландском новом корабле. Морской самосвал. Красотища, корабль песня, рубка сказка, покачивает убаюкивающе, команда - филиппинцы (мерзнут), капитан - русский, отличный мужик.
Пересадка с корабля на корабль при хорошем волнении - это тоже отличный экстрим. По веревочным лестницам, с чемоданами, всё обледенелое, да ещё и надо спуститься, наступить на скользкий овальный буй, прижатый между кораблями, волны плещут, упасть, поскользнуться и бултых - дело доли секунд. Отличный адреналин. Особенно когда в концовке надо ночью спуститься метров на пять с большого корабля на маленький баркас, который на волнах как мяч подпрыгивает… ухх. Не зря я взял рюкзак, ох, не зря. Да ещё и в потемках эта маленькая шаланда ломала лед для подхода к причалу, и в итоге, промахнувшись (вокруг-то всё белым-бело), воткнулась в берег. На эхолоте показания 0.4 метра, кораблик прилично тряхнуло, команда заволновалась, мы напряглись.
Хотел бы я это повторить? Наверное, нет. Нас ждут другие приключения, друг начинает намекать на поездку на Сахалин…